Корсук: малое село с большой историей
Село Корсук Эхирит-Булагатского района, казалось бы, ничем не примечательно. Крупных сельхозпредприятий нет. Работать особенно негде, школа небольшая – 100 учеников. И все же село уникальное. Здесь живут люди, которые сохраняют традиции предков, память о них, обряды и язык.
С древних кочевых времен
В состав Корсукского МО входят семь населенных пунктов, в которых проживают чуть больше 1000 человек – буряты, русские, татары. Жизнь в деревнях идет неспешно, несуетливо. На берегу озера Ординского можно сидеть часами, вглядываясь в голубоватую от свежей травы степь и вдыхать запах нагретой полыни.
Рассказы местных старожилов свидетельствуют, что эти места стали обживаться предками с кочевых времен. Корсуку не менее 300 лет. Здесь много старинных домов, часть из них давно оставлена хозяевами.
Название деревни Шохтой предположительно пошло от искаженного слова «ушоохэн» – ива, тальник. Деревня Гушиты происходит от бурятского слова «гушаад» или «гушан» и переводится как «тридцать». Почему так – до сих пор остается загадкой. По одной версии, 30 семей при очередном переселении выбрали новое место, где окончательно осели.
Местный старейшина, краевед Владимир Сергеевич Хахалов рассказывает легенду о происхождении древних улусов, ставших современными деревнями.
– Сын Бубая Дархи поселился на озере Хулэн (Ординское), оттуда переселился в долину Корсука. От Дархи произошли улусы Тэншут, Тотхон, Саган, Корсук, Ишин – по имени его сыновей!
По другой легенде, рассказанной главой администрации Валерием Баршуевым, одна из прародительниц местных бурят в незапамятные времена пришла из Алари. Увидев вещий сон, что в здешних местах она найдет своего суженого, девушка, направляемая богами, отправилась в путь. На берегу озера Ординское среди купающихся юношей она и нашла своего жениха. С тех пор прародительница очень почитаема в здешних местах.
Святые места
Древние верования прочно закрепились на этой земле. В муниципалитете насчитывается 20 сакральных шаманских мест, которые необходимо знать туристам и путешественникам. Им сотни, а то и тысячи лет, но облагораживать их для путников стали лишь недавно. Это делается для людей, чтобы они могли попросить защиты у духов.
Местные жители сами следят за состоянием святых мест. На некоторых установлены культовые сооружения – сэргэ и есть деревья, куда можно повязать ритуальные ленточки.
– Два года назад мы провели большую работу и нанесли святые места на карту Росеестра, – рассказал глава администрации Валерий Баршуев.
В прошлом году жители Корсука облагородили участок Хотогой Нуур возле речки Мурин, а это ни много ни мало около трех гектаров. Оттуда было вывезено несколько машин мусора. А еще жители облагородили Мухор-булык – священный ключ, некогда славившийся своими целебными свойствами.
За последние месяцы преобразилось и само село – убраны свалки, приведены в порядок улицы. Несколько машин с мусором было вывезено и из пустовавшего здания старой котельной. Инициативная группа в составе Евгения Ботонова, братьев Вячеслава и Николая Шадаровых, Александра Хамируева, Владимира Амарова и других участвовала в борьбе с мусорной стихией.
Сегодня в муниципалитете установлено восемь контейнерных площадок, и собирать мусор стало легче.
Массовое развитие фермерства
Когда-то в Корсуке работал крепкий колхоз. В перестройку он обанкротился, работы не стало. Сегодня село сильно личными подсобными хозяйствами. Интересный феномен – жителей в муниципалитете становится меньше, а скота – больше.
Из рабочих мест в Корсуке только администрация, клуб, почта, детский сад и школа. Но с 2013 года началось массовое развитие фермерства. По программе «Начинающий фермер» в 2016 году появились три первых КФХ. Потом подтянулись и другие. Глава администрации проводил среди мужиков разъяснительную работу, рассказывал о преимуществах фермерского статуса. Сегодня 17 фермеров работают на землях муниципалитета, развивая мясное и молочное направление. Один из самых успешных – фермер Валерий Синдыхеев – начал выращивать зерновые, увеличив в этом году пахотные земли в два раза.
Многие фермеры работают напрямую с магазинами Иркутска, сдавая в торговую сеть свою продукцию. Молоко из ЛПХ собирает сельхозкооператив из Харат.
Есть у фермеров задумки по приобретению маленьких цехов по переработке мяса и молока. Пока на эту тему ведутся осторожные переговоры, но глава администрации убежден – перспектива открытия небольших производств есть.
В муниципалитете есть и свободные земли. Глава администрации надеется, что все они будут разобраны местными фермерами. Близость к областному центру привлекает в Корсук сомнительных инвесторов. Им нужна только земля, о строительстве, например, коровника, никто и речи не заводит. Но чужих инвесторов в Корсуке, мягко говоря, не приветствуют.
– Когда я стал главой, много земель считались невостребованными – паи были на руках у селян. За пять лет сотни человек получили свои паи, некоторых я просто умолял – берите землю, пусть она не пустует, работает, – вспоминает Валерий Баршуев.
Он и местную молодежь воспитывает:
– Говорю нашим – ну что ты в городе охранником сидишь – без базы, без карьерного роста и развития? Не лучше ли вернуться и начать на земле работать?
За последние несколько лет 15 семей в Корсуке по программе «Социальное развитие села» получили сертификаты на строительство жилья. А не так давно из Ангарска приехала семья с детьми-школьниками. Глава семьи подумывает об организации пчельника.
– Два-три года в Корсуке наблюдается подъем строительства. Есть такие, кто уехал, но сегодня мечтают вернуться и спрашивают о земле, – рассказывает глава.
Он рад любой инициативе и поддерживает каждого, кто готов взяться за любое дело.
Педагогический стаж длиной в 162 года
Много молодых людей, получив дипломы о высшем образовании, вернулись на работув родную школу. Директор Корсукской школы Надежда Николаевна Модонова – одна из ярких представительниц династии учителей Модоновых. У истоков династии стояли супруги Константин Андреянович Модонов, много лет проработавший учителем русского языка и литературы, и Софья Ивановна Балдаева, учитель бурятского языка. Сегодня педагогической деятельностью занимается уже четвертое поколение Модоновых. В этой семье 10 учителей и их общий педагогический стаж составляет 162 года.
В прошлом году школа принимала участие во всероссийском конкурсе лучших практик «Языки и культура народов России-сохранение и развитие». И победила в номинации «Лучшая практика отдельной школы».
Инга Ольхеева, учитель бурятского языка и литературы, – неоднократный победитель окружных и межмуниципальных конкурсов, а Ринчима Малышева, педагог-народник, – неоднократный призер окружного конкурса «Лучший педагог бурятского языка».
А учащиеся школы – дипломанты и призеры межрегионального фестиваля национальных культур. На региональном этапе международного конкурса «Юный Будамшу» ученик 6 класса Артур Анхонов занял призовое место. В районном фестивале детского и юношеского творчества «Язык душа народа» Артур победил вместе с Даримой Хахаловой. Коллектив Ургы и школьница Арина Артамонова также стали победителями фестиваля.
В местном Культурно-информационном центре работают 14 клубных формирований, в которых занимается свыше 190 человек. Пока помещения ДК стоят пустыми из-за режима самоизоляции. Но руководители кружков Наталья Синдыхеева, Надежда Булытова и другие ждут своих воспитанников и готовятся к новым занятиям. Руководитель кружковой работы Виктория Барташкинова шьет бурятские национальные и стилизованные костюмы, изучает традиции. В ДК кроме шитья учат детей декоративно-прикладному искусству.
Памяти тренера
В Корсуке методом народной стройки возвели борцовскую юрту, где тренер ДЮСШ Владимир Мухтыров растит новых чемпионов области, России и – как знать – даже мира.
Раньше, пока было пока тепло, дети тренировались прямо на улице. А зимой – в школе или в клубе. Спортивную юрту площадью 100 квадратов украшает мемориальная доска Борису Мухтырову, заслуженному мастеру спорта по вольной борьбе и уроженцу Корсука. Он подготовил десятки спортсменов-вольников. Сегодня в честь него проводятся памятные турниры.
В прошлом году в Корсуке прошел межрегиональный турнир с участием спортсменов из Бурятии, Хакасии, Иркутской области. Более 500 человек – больше чем все население Корсука, съехались на соревнования борцов.
И сегодня корсукские звезды на слуху у профессионалов. Борис Баршуев – чемпион и гордость села, выигрывал схватки на всероссийских соревнованиях и входит в пятерку лучших борцов. Илья Шадаров и Слава Омаров защищали честь округа и области на международном турнире в Монголии. И сегодня ребята из Корсука занимают призовые места на разного рода соревнованиях.
Твои люди, село!
Корсук гордится своими земляками, много сделавшими для развития села и прославившим свою малую Родину. Более 40 лет проработала в культуре Эхирит-Булагатского района Любовь Михайловна Ханхасаева, большой знаток бурятского фольклора. Из них 30 лет она руководила Корсукским ДК.
Мастер из Корсука Альфред Терентьевич Мантагуев, как в старину, делает традиционные бурятские ножи. Для их изготовления он использует сталь, ножны мастерит из коровьих хвостов. Больше такой технологией никто не владеет. Охотники и рыболовы выстраиваются в очередь за уникальными ножами.
Аграфена Матвеевна Хангуева много лет собирает историческую информацию о родном селе. Исторические очерки, фотографии ветеранов села, рассказы о тружениках хранит она в своем архиве. Например, удивительный факт. Выпускники школы 1986 года, видя нехватку кадров на селе, не поехали поступать в вузы, а остались в родном колхозе доярками, скотниками, механизаторами.
Тарасун по бабушкиному рецепту
Жительница села Галина Боронцоева готовит тарасун по старинному семейному рецепту – методом дистилляции кислой молочной сыворотки (курунги). Такой тарасун используется не только для бытового употребления, но и в местных религиозных обрядах. Считается, что тарасун для бурята – примерно то же, что виски для шотландца.
Во дворе Боронцоевых стоит специальная плита с котлом, в котором, как сто лет назад, идет выгонка тарасуна. Готовить напиток женщину научила ее бабушка Мария Филипповна.
– Она родом из улуса Дархат. Там раньше многие славились мастерством приготовления этого напитка. Какое-то время тарасун был в забвении, а потом про него вспомнили. Но сегодня в селе я одна, кто его готовит, – процесс долгий, хлопотный. Весь день не отойдешь.
Из 40 литров молока с закваской получается три литра– примерно 20 литров тарасуна в месяц.
– Теплый тарасун в небольших количествах полезен для желудка. Полезна и курунга. После выгонки остается жижа – бозо, из нее гонят арсу – напиток, который прекрасно утоляет жажду в жарки дни. Это наши национальные напитки. Как этот промысел оставить? Люблю с детства этот родной запах. Каждый год думаю, ну все, это в последний раз. Но приходит весна, и снова встаю к аппарату…
Младшая дочь Саша тоже любит арсу. Значит, будет кому старинное ремесло оставить…
О любви хозяев к старине говорит древний резной буфет, сработанный деревенским столяром еще при прабабушке. И чугунки, которыми, как и сто лет назад, все еще пользуются в хозяйстве.
– Знали наши бабушки – как и из чего правильно готовить, – говорит Галина Анатольевна.
Забытое блюдо – хатамал – лепешки Галина печет прямо на раскаленной печи. Пропитанное кипящей сметаной блюдо получается очень вкусным – не оторваться…
Вспоминая о войне
В юбилейном году Великой Победы в Корсуке планируют установить Стену Памяти у местного мемориала. На ней будет 90 новых фамилий фронтовиков, ушедших из жизни уже после войны.
– На фронт из наших мест было призвано 198 человек. Половина из них погибла. А сегодня уже ни одного фронтовика нет в живых, – рассказывает Владимир Хахалов. – Моего отца взяли в армию в 1942 году. Я, будучи ребенком, помню первый послевоенный день – наша соседка так сильно кричала «Победа, война кончилась…» Страшное было время военное – тяжелое и голодное…
Юрий Евдокимович Хангуев рассказал о своем дедушке Евдокиме Хангуевиче Хангуеве.
– В семье их было пять братьев и две сестры. Мой дедушка Евдоким был самым младшим, грамотным, членом партии. Он работал председателем колхоза «КИМ». В 1941 году деду было 34 года. Судя по архивным сведениям, он погиб 28 марта 1944 года. Чтобы сохранить имя дедушки, моя бабушка дала мне, своему внуку, фамилию и отчество по дедушке. Я никогда его не видел, знаю о нем лишь по рассказам бабушки и старших родственников…
И таких судеб в Корсуке очень много…
Дела насущные
Помимо Стены Памяти в муниципалитете планируют и другие строительства. Корсуку нужен детский сад, в Гушитах планируют построить клуб, в Шохтах – детский сад-школу и ФАП.
Закуплены две детские площадки, которые будут установлены в деревнях этим летом. Летом же ожидается открытие нового ФАПа, построенного по областной программе.
Глава муниципалитета, выходец из Корсука, искренне болеет за все. Валерий Васильевич – кандидат в мастера спорта по вольной борьбе, по боевому и спортивному самбо. Ветеран труда, подполковник полиции, он подготовил несколько призеров России на конкурсах профессионального мастерства среди сотрудников силовых структур.
С 2014 года бывший подполковник оставил Иркутск и вернулся в родное село, где у него пока нет даже собственного дома, только съемное жилье.
– Как ушел на пенсию, потянуло в родные места, – признается Валерий Васильевич.
А дел на Родине еще очень много…