Работа по душе
Из-за режима самоизоляции многие люди перешли на удаленку, а другие и вовсе лишились работы из-за закрытия предприятий. Но даже в такое непростое время можно найти стабильный заработок с хорошей зарплатой и социальными гарантиями. По распоряжению врио губернатора Игоря Кобзева в Иркутской области введена мера поддержки безработных граждан. Как ею воспользоваться?
Если за окном солнечная погода только робко вступает в свои права: распускаются первые цветы яблонь, ветки черемухи и сирени, то в ангарском хозяйстве «Тепличное» давно буйствует лето. За стеклами огромных комплексов наливаются алым соком помидоры, зеленеют молоденькие огурчики и поспевают черноокие баклажаны. Летнюю атмосферу добавляют и деловито снующие пушистые шмели, неустанно трудящиеся над опылением цветущих растений. Как поясняет главный агроном предприятия Елена Дорогова, этих «иммигрантов» специально выписывают из Израиля для улучшения урожайности овощей. Работницы в своем проворстве и сами ничуть не уступают этим маленьким помощникам. Обрезают увядшие листочки, прищипывают лишние побеги, пропалывают рядки гряд. Среди споро собирающих в пластиковую тару томатов находится и Татьяна Иващук. Она трудится в «Тепличном» всего неделю, но уже ни на шаг не отстает от своих наставников.
– До того, как в Иркутской области объявили карантин, я мыла посуду в одной из городских столовых, – рассказывает она. – Когда все предприятия общественного питания закрылись из-за пандемии, осталась без заработка. Узнала, что центр занятости трудоустраивает на общественные работы, позвонила и получила предложение пойти овощеводом.
Татьяна перебралась в Ангарск два года назад из Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия вместе с тремя детьми. Старшему сыну девять лет, младшей дочурке всего три годика. Ребятишек она растит одна, поэтому, конечно, не может себе позволить сидеть без дела.
– Никакого специального образования у меня нет, учусь прямо на месте, – поясняет она. – Я сама из деревни, такая работа мне знакома.
В ее жизни это первое официальное трудоустройство с «белой» заработной платой. Несмотря на то что трудится, начиная с 15-летнего возраста, стаж по трудовой книжке всего месяц.
Не меньше Татьяны радуется новому рабочему месту и ее коллега Анна Якимчук:
– Раньше я была продавцом в одной из частных компаний. Целый день на ногах, зарплата – процент с продажи, а какая может быть продажа, когда все рынки закрыли из-за коронавируса? Здесь как «белый человек» – с обедом, работа с восьми до пяти, есть выходные. А раньше – ни перерыва, ни отпускных, ни больничных. У меня трое детей, младшему 12 лет, поэтому приходится «крутиться», чтобы одеть, обуть, накормить…
На этом предприятии Анна трудится в огуречных теплицах. Несмотря на то что работает всего несколько дней, уже научилась не только правильно ухаживать за растениями, но и различать их по сортам не хуже агронома.
– Это гибрид «Стелла», рядом сорт «Янь» и «Мамлюк» – короткоплодный огурец. От посева до созревания у него проходит всего 45 суток, поэтому урожай можно собирать дважды в сезон.
В богатом урожае заинтересован весь коллектив, ведь за сбор продукции идут дополнительные деньги. За тонну доплачивают от 600 рублей и выше. Да и сама заработная плата, поясняет Анна, в итоге получается вполне приличной. С учетом повышенной материальной поддержки от центра занятости – более 30 тыс. рублей в месяц.
– Я бы хотела здесь остаться работать постоянно, – говорит она. – Коллектив хороший, работа по душе, а главное – это уверенность в завтрашнем дне, потому что все официально.
Ангарчанка Екатерина Бутюгова тоже вошла в число 50 человек, устроенных на общественные работы через Ангарский центр занятости населения. Раньше она работала мастером по наращиванию ресниц в одном из городских салонов красоты, теперь трудится курьером.
– Когда из-за карантина все салоны красоты закрылись, я оформила пособие по безработице, – объясняет девушка. – Мне перезвонили из центра занятости буквально через неделю и предложили два месяца поработать курьером. Теперь в мои обязанности входит разнести корреспонденцию по трем микрорайонам Ангарска. Конечно, приходится много ходить пешком, но мне это даже нравится, своего рода фитнес. К тому же работа не с утра и до вечера. Один микрорайон, к примеру, я разнесла за два часа, второй – за полчаса.
Доставлять по адресам, рассказывает, ей приходится коммунальные счета и заказные письма. Оплата сдельная.
– Надеюсь, что ситуация вскоре изменится, и я смогу вернуться в свою профессию, – делится Екатерина. – Младший ребенок с сентября пойдет в детский сад, старший – в школу. Сейчас же я очень благодарна за такую поддержку, если бы не эта работа, нам бы пришлось очень несладко.
Как сообщила министр труда и занятости Иркутской области Наталья Воронцова, в Иркутской области на общественных работах уже заняты около 500 человек. В целом по региону заключен 233 договор для трудоустройства 825 граждан, временно оставшихся без работы. Рабочие места организовали администрации муниципальных образований, городов и сельских поселений, управляющие компании и предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства, индивидуальные предприниматели, главы крестьянско-фермерских хозяйств и бюджетные учреждения.
Принимая участие в общественных работах, люди получают повышенную материальную поддержку, равную максимальному размеру пособия по безработице с учетом районных коэффициентов. В южных территориях Иркутской области выплаты составят 14,5 тыс. рублей в месяц, в северных – 15,7 тыс. рублей в месяц. Кроме того, заработную плату в размере МРОТ им будут оплачивать непосредственно предприятия.