03.06.2020 09:56
Фото
из архива семьи Поповых
Фото:
из архива семьи Поповых
03.06.2020 09:56

Лучший юный балалаечник России живет в Усть-Илимске

Усть-Илимский балалаечник Иван Попов завоевал Гран-при Гамбургского музыкального конкурса им. П.И. Чайковского. Талантливый юноша является стипендиатом губернатора Иркутской области. На его счету также золотые медали на Дельфийских играх и множество других побед. Корреспондент «Областной» по телефону поздравил музыканта и его отца, а по совместительству преподавателя, Игоря Попова.  

 

– Уже решили, на что потратите губернаторскую стипендию?

– На обучение, ведь Ваня в этом году будет поступать в Музыкальный колледж им. А.Н. Скрябина в городе Электросталь Московской области, к одному из лучших балалаечников России Андрею Горбачеву, – рассказал Игорь Владимирович.

 

– А как вообще балалайка попала Ване в руки?

– Музыкальная школа выбросила три старые балалайки, а я подобрал. Поменял дэки, переточил лады и гриф. Восстанавливал для детей. Тогда Ваня как раз собирался в первый класс. Я предложил ему выбрать любую, и он взял самую красивую.

 

– Во сколько лет сын начал заниматься музыкой?

– В семь лет пошел в музыкальную школу. Это у нас семейное. Я – баянист, закончил Красноярскую академию музыки и театра. Тоже играл на балалайке в оркестре. Это очень интересный инструмент. Звук у него рождается от твоих пальцев, и ты можешь творить с ним чудеса – при особом подходе. Благодаря Андрею Горбачеву инструмент приобрел массу приемов, его репертуар расширился, и уже современные композиторы пишут для балалайки интересную музыку. По сути, из народного инструмента он превратился в классический. Кстати, раньше была балалайка-долбленка, на которую в качестве струн натягивали жилы животных. А сегодня, имея инструмент из хорошего дерева, исполнитель может творить чудеса с людскими душами.

 

– Игорь Владимирович, вы сами выступаете?

– Нет, много времени и сил отнимают ученики. Я преподаю в Усть-Илимской музыкальной школе № 1, веду баян, гитару, балалайку. А вообще любовь к музыке в нашей семье от моей мамы, которая прекрасно поет и обладает абсолютным слухом. Моя сестра – пианистка, ее дочь закончила консерваторию, сейчас работает в Гамбурге. Я тоже получил музыкальное образование и, конечно, пел и играл Ване хорошую музыку.

 

– Не было желания у Ивана заниматься чем-то другим вместо музыки?

– Конечно, он ведь обычный ребенок. Кстати, его денежные призы на конкурсах превращались в дорогие игрушки – лего, трансформеры. Еще он очень любит кататься на велосипеде. Но всем этим ему приходилось жертвовать ради музыки, ведь чтобы чего-то достичь в этой сфере, нужно много заниматься, учить новые произведения. Тем более что он хочет стать профессиональным музыкантом.

 

– Иван, из всех побед на конкурсах, какая для тебя самая значимая?

– Последняя золотая медаль Дельфийских игр. Еще Гран-при на конкурсе в Нижнем Новгороде, первое место на конкурсе «Гран-при золотые таланты» в Курске, мне тогда удалось поиграть с Московским молодежным оркестром.

 

– В игре на балалайке есть какие-то школы?

– Конечно, их три. Старейшая – школа Нечепоренко. Вторая – Блинова и третья, новая – Горбачева. В ней собраны самые современные приемы, разработана другая технология.

 

– Чья игра тебе нравится из молодых балалаечников?

– Их много, но все они ученики Горбачева – это Никита Говоров, Алексей Вродливец, Александр Николайчук, Константин Захарато, Олег Пискунов. У каждого из них своя фишка.

 

– А у тебя есть фишка как у музыканта?

– Пока не знаю. Хотя, может быть, это стремление к сложному материалу? Я беру репертуар, который учат в консерватории, и убеждаю профессора, что смогу это сыграть. Прошу ноты, а он мне отказывает. Но папа находит, и я разучиваю эти произведения. Например, «Симфония» Цыганкова, «Соната» № 3 Кусякова, «Вечное движение» Паганини и так далее.

 

– Что тебя привлекает в сложных произведениях?

– Они яркие, эмоциональные, технологичные, проникновенные… Словом, там все по-настоящему. В каждом – своя история.

 

– Игорь Владимирович, а вам не страшно отпускать сына так далеко?

– Ребенка всегда страшно отпускать даже в соседний город. Но это неизбежно, если он хочет развиваться как музыкант. Ведь для этого нужен не только педагог, но и другая творческая «семья», я это точно знаю.