Уроки дистанционного образования
Система образования Приангарья достойно справилась с организацией дистанционного обучения. Полученный опыт необходимо проанализировать, сделать выводы, в том числе с точки зрения нормативно-правового регулирования, материально-технического обеспечения как образовательных организаций, обучающихся, так и педагогов. Свой взгляд на промежуточные итоги дистанционного обучения представила председатель Иркутской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Валентина Федосеева.
Ситуация с распространением коронавирусной инфекции развивалась стремительно. Принимаемые в этой связи профилактические меры переформатировали процесс обучения в образовательных организациях и внесли коррективы в регулирование трудовых отношений. Дистанционное обучение в том виде, в каком его пришлось осуществлять в течение двух месяцев, не предусмотрено ни федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ни трудовым законодательством.
– Законодатель допускает при реализации образовательных программ применять различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронные. Однако они не являются основными образовательными технологиями, не заменяют и не подменяют очную, очно-заочную форму обучения. Поэтому руководителям органов управления образованием, образовательных организаций, педагогическим работникам пришлось приложить значительные усилия для продолжения образовательного процесса в сложившихся условиях. Но они достойно справились со всеми трудностями, – отметила Валентина Федосеева.
Кроме того, по ее словам, на первых порах были допущены разночтения в принятых в регионе нормативных правовых актах. Не было учтено, что реализация образовательных программ с применением дистанционных технологий и дистанционный режим работников – это абсолютно разные понятия.
– Безусловно, вставал вопрос по оформлению работы в удаленном режиме. Мы категорически были против того, чтобы педагоги писали заявления о переводе на дистанционный режим работы. Переход на удаленку для образовательных учреждений стал вынужденной мерой в условиях чрезвычайной ситуации из-за распространения коронавирусной инфекции. Вызван не волеизъявлением работника, не его собственным желанием, а необходимостью работодателя выполнить введенные предписания, правила, – прокомментировала Валентина Федосеева.
Еще одна проблема – существующая система оплаты труда не адаптирована под дистанционный режим работы. Зарплата учителей состоит из двух частей. Первая – это базовая часть, включающая оплату за отведенные часы, компенсацию и надбавки за классное руководство, проверку тетрадей и т.д. Вторая часть включает стимулирующие выплаты, которые определяются по критериям и показателям, как участие в семинарах, в конкурсах и прочее, чем во время режима самоизоляции невозможно было заниматься. Над этим, по словам Валентины Федосеевой, также предстоит работать.
В отличие от школ, педагоги в вузах и ссузах гораздо легче пережили время дистанционного обучения благодаря навыкам работы на различных цифровых образовательных платформах. Но они также столкнулись с возросшей нагрузкой. Кроме того, увеличились расходы на сотовую связь и интернет, которые преподавателям пришлось оплачивать из своего кармана.
– Обучение у нас проходит без сбоев благодаря налаженной системе внутриколледжного обучения ИКТ (информационно- коммуникационным технологиям). С этого учебного года нам обеспечен дистанционный доступ через сервер колледжа к электронному журналу Ментор, а значит и к календарным планам, учебным материалам, оценкам и отчетной документации. Несколько последних лет коллектив создавал курсы учебных дисциплин на платформе электронного обучения Moodle, поэтому особых технических трудностей при переходе на дистанционный режим работы у нас не возникло. Те, кто не смог разобраться с платформой, использует социальные сети и электронную почту. А вот нагрузка существенно возросла из-за необходимости уделять время каждому студенту в отдельности. Преподаватели вынуждены проводить за компьютером большое количество часов, что безусловно негативно сказывается на их здоровье. Кроме того, при переходе на дистанционное обучение мы потеряли самое важное – диалоговую образовательную среду. Надеемся, что в сентябре вернемся к очной форме обучения, – поделилась опытом Светлана Корнилова, председатель профсоюзной организации Иркутского регионального колледжа педагогического образования.
Техническую поддержку в дистанционном обучении получили преподаватели и студенты в Иркутском политехе.
– Некоторым преподавателям обеспечили удаленный доступ к рабочим компьютерам. Тем, у кого не было персонального компьютера, разрешили пользоваться техникой вуза. Лекции проходили в режиме видеоконференций на платформах университета. Однако далеко не все студенты могли присутствовать на них из-за отсутствия интернета. Практика студентов и лабораторные занятия перенесены на осень. Дистанционно их выполнить по объективным причинам невозможно. Полученный опыт показал, что в условиях дистанционного обучения необходимо снижать нагрузку на педагога, либо доплачивать. Кроме того, многие преподаватели не укладываются в тарифы, им приходится доплачивать за сотовую связь и интернет. Этот вопрос также требует компенсаций, – рассказал Виталий Пешков, председатель первичной профсоюзной организации работников ИРНИТУ.
Несмотря на то что из-за пандемии коронавируса сдвинулись сроки сдачи ЕГЭ, в отпуск работники образования пойдут по заранее утвержденному графику. Исключение действуют для тех, кто задействован в проведении государственной итоговой аттестации. Для этой категории работников возможно разделение отпуска на части.
– Система образования, наряду с другими отраслями, получила колоссальный опыт. Ситуация с COVID-19 высветила проблемы, но и открыла новые возможности. Вместе с тем, применение данного формата обучения и трудовых отношений с обязательной корректировкой возможно только в случаях необходимости защиты жизни и здоровья как обучающихся, так и работников, но нельзя подменять установленную форму получения образования, – прокомментировала Валентина Федосеева.