Оленеводам нужна поддержка
Коренные малочисленные народы в Иркутской области должны получать средства не только на поддержку, но и развитие. К такому выводу пришли члены комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания, заседание которой прошло под председательством Тимура Сагдеева.
В Приангарье сегодня проживают две коренные народности: эвенки, насчитывающие 1272 человека по переписи 2010 года, и тофалары – 678 человек. Тофалары размещаются на территории Нижнеудинского района, а эвенки разбросаны по семи северным районам.
По информации муниципалитетов, в 2019 году действовало 35 общин коренных малочисленных народов. Из них 23 – эвенкийские, большинство из которых расположены в Катангском и Качугском районах, и 12 общин тофаларов.
Два года назад программа «Реализация государственной национальной политики в Иркутской области» была дополнена подпрограммой «Коренные малочисленные народы, проживающие на территории Иркутской области». Но, как отметила аудитор КСП Лариса Мулярова, она не стала ключом к решению таких насущных проблем, как низкая транспортная доступность, отсутствие постоянного энергоснабжения, недостаточность медицинского обслуживания, утрата родного языка и культурного наследия.
– Необходима отдельная областная государственная программа, – считает Лариса Мулярова, – которая бы содержала весь комплекс мероприятий по поддержке малочисленных народов.
По мнению аудиторов КСП, нынешняя финансовая поддержка коренных народов незначительна. На реализацию подпрограммы в 2018 году было выделено около 11 млн рублей, год спустя сумма увеличилась до 14 млн рублей. Этих средств, может, и хватает на существование, но они не способствуют дальнейшему развитию общин.
Порядок финансирования, считает Лариса Мулярова, тоже далек от совершенства. Так, например, минсельхоз ежегодно направляет по 1 млн рублей на развитие оленеводства, независимо от того: возросло поголовье или нет. В итоге, в 2018 году на одного северного оленя приходилось 2,5 тыс. рублей субсидии, а год спустя всего лишь 2 тыс. рублей.
– Получается парадокс: чем больше оленей ты разводишь, тем меньше денег получаешь на их содержание. Мы считаем, что только введение твердой ставки субсидии на одну голову способно стимулировать развитие оленеводства, – подчеркнула она.
С мнением аудитора согласен и первый заместитель мэра Нижнеудинского района Евгений Бровко:
– В этом году, поделив традиционный миллион, мы получили на одного оленя уже 1700 рублей. Теряется стимул для расширения поголовья. Тофалары из общины Барбитай, содержащие 381 оленя, прямо говорят: будет увеличена субсидия на одну голову, будет больше оленей.
Он также предложил предусмотреть фиксированные праздники на территории самих населенных пунктов, где проживают коренные народы. Один зимний – День охотника-оленевода и один летний – Суглан.
– Мы выделяем на эти праздники по 20 тысяч рублей из своего бюджета. Этого, конечно, мало. Было бы неплохо, если бы нам добавили из областного бюджета.
В ходе обсуждения председатель комиссии Тимур Сагдеев напомнил, что еще в мае 2017 года было принято постановление Законодательного Собрания с рекомендацией правительству о разработке программы.
– Действующую подпрограмму нельзя назвать эффективной, – подчеркнул депутат.
– Очевидно, что нужен совершенно другой подход к решению вопросов сохранения коренных малочисленных народов, их традиционного уклада, языка и культуры, – согласилась вице-спикер ЗС Лариса Егорова.
Члены комиссии по контрольной деятельности приняли решение направить соответствующее письмо врио губернатора Игорю Кобзеву.