Годы в спорте – как одно счастливое мгновенье
Бывшему главе спортивного Приангарья, участнику Великой Отечественной войны Герольду Константинову, 13 июня исполнилось бы 95 лет.
Иркутский спорткомитет Константинов возглавлял в период знаменитых строек и рождения городов Братска, Ангарска, Шелехова, Усть-Илимска, Железногорска, Байкальска… Спорт играл не последнюю роль в становлении коллективов.
Деятельный и ответственный Герольд Александрович стал стержневой фигурой в период подготовки к летней московской Олимпиаде-80. Как он потом скажет, Олимпиада – самая примечательная веха в бытность его руководства спорткомитетом. Энтузиазм, что царил в спортивных кругах, поддерживался в высших эшелонах власти.
За три года до игр Константинов пригласил к себе всех потенциальных претендентов в олимпийцы. Обычно сдержанный и строгий, он был торжественно взволнованным:
– Перед вами на столе документ особой важности. Внимательно прочтите, вдумайтесь и взвесьте.
Это был договор сторон, своего рода программный документ на предолимпийский цикл. Спорткомитет давал гарантии создать все необходимые условия для успешной подготовки, а спортсмены и тренеры брали обязательство завоевать олимпийские путевки. Условность очевидная. Это же не трудовые обязательства по досрочному выполнению плана, где все просчитано и учтено, здесь – масса непредвиденных нюансов и человеческих факторов. Конечно, Константинов это понимал, но он обожал такие игры, верил в их действенность. Это был сильный психологический ход. Первыми поставили свои подписи те, кто одной ногой уже были в олимпийской сборной: ученики Виктора Седых и Юрия Волкова – спринтеры и прыгуны с шестом.
– Сегодня – один из ответственных дней в моей жизни, – сказал после процедуры подписания Константинов, – сделаю все возможное и невозможное, чтобы оправдать ваше доверие.
От главы спортивного ведомства многое зависело. Но не все. Добровольно вызывая огонь на себя, он знал, что в случае неудачи стрелочником будет он.
Итог игр известен: после 12 провальных лет трое наших завоевали олимпийские путевки, двое поднялись на пьедестал: Татьяна Гойшик – золотой, Константин Волков – серебряный. Потом Герольд Александрович скажет: «Годы в спорте – как одно счастливое мгновенье».
После московской Олимпиады Константинов занимал другую высокую должность, но спорт стал его судьбой. Почти до самого ухода из жизни Герольд Александрович возглавлял новый общественный губернаторский Совет по физической культуре и спорту, не изменив своему принципу – служить делу.