Профессиональный отец

Сельский священник воспитывает десятерых детей

Евгений Семяков в шутку называет себя «профессиональным отцом». Он – не только папа десятерых детей, но и настоятель Иннокентьевской церкви в селе Белоусово Качугского района. «Чтобы быть примером для прихожан, нужно самому вести благочестивый образ жизни, – уверен священник. – Это называется тихой проповедью. А еще не надо забывать, что ты служишь людям, а не они тебе».

 

22 пары рук

В семье Семяковых все привыкли подниматься чуть свет. Вот и сегодня – сначала утренняя молитва, потом скорый завтрак и за работу. А ее в деревне хватает. Прополоть грядки, подоить коз и коров, выгнать животных на пастбище, покормить кур, нагреть воды, чтобы простирнуть вещи… На все – пара часов. К обеду Семяковы собираются выехать в лес, чтобы отметить на природе день рождения младшей Танюшки. В предвкушении праздника стараются справиться с делом проворнее. Впрочем, и в обычные дни отцу никого заставлять не приходится. Каждый в этой семье знает свои обязанности, а еще старается помогать друг другу. Работа спорится, ведь 22 пары рук – это же колхозная бригада!

– Мы все и всегда делаем вместе, – говорит батюшка. – Когда ребятишки были маленькими, я и полы мыл, и стирал, и обед готовил. И мои дети, независимо от того, девочки или мальчики, могут и суп сварить, и убраться, и дрова наколоть. Это нормально. Один из моих принципов – чем труднее, тем лучше. Он распространяется и на воспитание детей.

Семяковы ничего не запрещали своим ребятишкам.

Пока малыш не порежется, он не поймет, что нож острый. Это нестрашно. Хуже отгораживать ребенка от всего, – уверен отец Евгений. – Проблема современной семьи – перекладывание обязанности по воспитанию детей на ясли и школу… У нас никогда такого не было. Семья – это дедушки-бабушки, родители и дети. Она должна идти от поколения к поколению, чтобы передавать младшим свой опыт, не ущемляя при этом личности и инициативы ребенка.

 

Нужна ли нам корова?

Все вопросы здесь решают на семейном совете. Выслушивают мнение каждого.

– Когда ребятишки были маленькими, мы решили завести козу. Потом дети подросли, потребовалась корова. Мы с матушкой собрали ребят и спросили: «Нужна нам корова? Может, проще покупать молоко и мясо?» «Да, – ответили все дружно, – нужна». «Возьметесь кормить, доить, косить траву?» Дети согласились. С тех пор они несут эту ответственность, и уже не скажут: «не буду, не хочу», потому что это было их решение.

Несмотря на то что Юля, Настя и Давид уже обзавелись своими семьями, живут все по-прежнему в родной деревне, неподалеку от отца. Старший сын Андрей пока не женат. Он преподает в местной школе физкультуру и заодно руководит семейным сельским хозяйством, которое даже по деревенским меркам немалое. Семяковы обрабатывают более полусотни гектаров земли под кормовые и сенаж. Забота Давида – сельхозтехника. С Семеном и Захаром, которые нынче окончили школу, они отвечают за трактора и сеялки, большую часть из которых собирают сами. Мечтают обустроить кузню. Арсений в этом году получает диплом Иркутского аграрного университета и тоже намерен вернуться домой. Школьники Тихон, Маша и Танюшка уверены, что их дом – лучшее место на земле.

 

Единственная

Дети у Семяковых талантливые. Поскольку спортивных секций в деревне нет, они сами турников понаделали и крутят сальто-мортале. Три дочери закончили музыкальную школу по классу фортепиано, Тихон играет на баяне. Сам отец Евгений и Юлия – гитаристы. Любовь к музыке и чтению у детей – заслуга их матери. Батюшка же специализируется больше «по железкам и дереву». Любит мастерить мебель, заниматься строительством и ремонтом, увлекается туризмом. Страсть к путешествиям когда-то и помогла ему найти жену, с которой они прожили в любви и согласии много счастливых лет.

Пять лет назад матушка Светлана ушла из жизни из-за неизлечимой болезни, и семья осиротела. Жениться повторно отцу Евгению не позволяет духовный сан. По церковным канонам овдовевшим священнослужителям запрещено повторно вступать в брак, сколько бы детей ни осталось на его попечении. Но даже если бы это было не так, утверждает настоятель, он все равно никогда и никого больше не смог бы назвать своей супругой. Светлана была его половинкой, подарком судьбы, замены которой нет и никогда не будет. Она и сегодня с ними во всем: в мыслях, вещах, разговорах детей: «мамина полка», «мамина гитара»… Ее портрет украшает самую большую комнату, а на Рождество возле маминого окна ребятишки по-прежнему наряжают елку.

Их встреча произошла случайно, но иначе как чудом Евгений Павлович ее не считает. В прошлом Евгений Семяков – преподаватель географии и биологии. Родился и вырос в Казани, закончил местный пединститут. Рассказывает, что и сам всегда любил путешествия, и у своих школьников старался развить тягу к приключениям. Куда только не ездили с классом! Бывали в Крыму и на Урале, путешествовали по Золотому кольцу и в Прибалтику. В тот год выдалась экспедиция на Байкал. Накануне поездки Евгению позвонила будущая журналистка, студентка Казанского университета, представившаяся Светланой. Сказала, что увлекается экологией, и убедила взять ее с собой.

– Самое интересное, что она меня весь этот поход ругала. То я делаю не так, это – не эдак, – улыбаясь, припоминает батюшка. – А меня почему-то вдруг осенило: это неспроста, видимо, я ей нужен. С того времени мы не расставались много лет. Познакомил нас Байкал, и самые счастливые годы мы прожили рядом с ним.

Вернувшись из экспедиции Евгений и Светлана поженились, а сразу после свадьбы полетели в Киев, чтобы покреститься. Потом какое-то время пожили в Иркутске, а после рождения третьего малыша перебрались в Бурятию, чтобы растить ребятишек в деревне. В Кабанском районе Евгений Семяков принял решение стать священником. После того как его рукоположили в сан, он прослужил настоятелем местного храма Николая Чудотворца около 10 лет. Когда в семье было девять детей, Семяковы перебрались опять в Иркутскую область. Епархия определила его местом службы село Верхоленск. Здесь у них родилась младшенькая Татьяна.

 

Счастье – это когда все дома

Почти десять лет отец Евгений был настоятелем Воскресенского собора. Семья жила в Белоусово, он проводил службы в Верхоленске, пока вдруг не пришло решение: почему бы не восстановить церковь в своем селе, чтобы служить там, где родные?

Первый храм здесь построили торгующие крестьяне, братья Николай и Василий Белоусовы. Возвели церковь всего за год и освятили 20 сентября 1860 года в честь Иннокентия Иркутского. Первоначально она была небольшой, поэтому встал вопрос о ее расширении. В советские годы, как водится, церковь переоборудовали под клуб. Потом, из-за того, что в здании начала протекать крыша, его забросили, а в конце 90-х оно сгорело.

Новую церковь построили быстро. Меньше четырех месяцев прошло с начала работ до первой литургии.

– Если бы мне раньше кто-то сказал, что такое возможно, я бы никогда не поверил, – говорит глава Белоусовского МО Андрей Петров. – Финансирования, считай, никакого не было. Какие-то крохи собрали на пожертвования людей. Батюшка не только договаривался с рабочими, находил средства, но и сам вместе с сыновьями принимал участие в строительстве. Он говорил, что земля у вас очень намоленная, поэтому все удалось, но мы-то видели, как они трудились от зари до зари.

Сегодня в Белоусово не только работает храм, но и открыта воскресная школа для взрослых и детей. Приехать сюда на праздники стремятся верующие со всего Качугского района.

Мы переехали из Иркутска в Верхоленск четыре года назад, – рассказывает Ирина Никишина. – Главная причина, ради чего здесь остались, это семья Семяковых. Больше всего меня поразило, что дети в ней не «рассыпаются», как у других. Сейчас многие родители стараются отправить своих ребятишек в город за светлым будущим, и молодежь всеми силами стремится к цивилизации. Здесь – наоборот. Все ребята с отцом. У нас самих трое детей, но только сейчас я понимаю, что мы с мужем неправильно их воспитывали, стараясь всячески оградить от трудностей. Батюшка с матушкой поступили прозорливо. У их ребятишек уже столько навыков!

Протоиерей Евгений – ее духовный отец. Прежде чем принять решение, Ирина всегда обращается к нему. С ним можно поговорить на любую тему – от политики до семейных неурядиц. Он не наставляет, не поучает, а дает советы. Счастье, уверен он, – это когда все дома. Небольшое село он превратил в такой «дом» не только для своей семьи, но и для всех жителей.