Поправки в Конституцию – отклик на поиски «национальной идеи»
Все годы существования независимой России, пожалуй, самым непростым и приводящим к конфликтам вопросом был поиск национальной идеи. В чем заключается эта самая «российская мечта», есть ли и должна ли быть государственная идеология? Отвечает Константин Антонов, руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества.
– Понятно, что, как во времена СССР, «идеологию» в Конституцию не пропишешь, но, тем не менее, в основе любого государства должны лежать некие ценности, традиции. Об этом тоже сложно говорить сухим юридическим языком. Однако в поправках, предложенных президентом Путиным, эта коллизия решается через вполне конкретные и осязаемые понятия: «патриотизм», «уважение к старшим», «уважение человека труда». И кажется очень странным, что определенная часть граждан выступает против принятия этих поправок.
В этих статьях описывается, каким мы представляем устройство нашего общества, что мы считаем правильным, справедливым, что является нашей национальной идеей и целью. И этого совершенно не надо стесняться. И достаточно лицемерно выглядят нападки, дескать, зачем эти очевидные ценности прописывать в Конституции. А потом эти же самые люди задают вопрос: а какая у нас национальная идея, какие цели у государства?
А теперь сравните: в нынешней Конституции Российской Федерации есть статья – «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» – это все, что сказано в действующей редакции Конституции. А вот как в обновленной: «Культура в РФ является уникальным наследием ее многонационального народа… поддерживается и охраняется государством». Еще одна новелла: государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей.
Конституция 1993 года лишь констатировала, что Россия – суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Просто некий союз, некое механическое образование, может быть, временное, может быть ситуативное. Поэтому сепаратизм, деструктивные действия отдельных кланов и бюрократических элит, криминальных террористических группировок, направленные на разрушение, раздробление единого российского государства, будут рассматриваться при желании в русле современных «демократических» традиций.
Но ведь это не так! На протяжении веков народы, образующие Россию, жили вместе, притирались друг к другу, вырабатывали правила совместного проживания в одном государстве, сохраняя свою этническую, культурную идентичность. Конечно, как и в любом другом современном европейском государстве, часто эти процессы сопровождались и конфликтами, и политическим торгом, но все заканчивалось компромиссом, добровольным ценностным выбором.
Именно это предлагает закрепить президент в Конституции: Россия – не механическая общность людей и территорий. «Россия является правопреемником СССР, при этом признает преемственность в развитии всего Российского государства, объединенного тысячелетней историей» – так звучит поправка к Конституции. А это значит, что «белые» и «красные», Николай II и Ульянов (Ленин) – это наша общая история, и никто не вправе объявить отдельный исторический отрезок времени «ошибкой» и заставить следующие поколения каяться за это. При этом никто не запрещает субъективные оценки исторических событий.
На укрепление российской государственности работает и полный запрет на отчуждение у России части территории. Конституция – это документ, который принимается на достаточно долгое время и отражает основные ценностные параметры общества. Давайте не забывать – у нас демократия очень молодая. Россия существует больше тысячи лет, но современной государственности всего 30 только-только исполняется. И мы подходим к естественному периоду смены поколений. Постсоветское поколение – те, кто родились и начали активную деятельность еще в СССР, – постепенно передает эстафету тем, кто родился в новой России и следующие несколько десятилетий будет определять, какой будет страна. В этом смысле крайне важно выбрать и записать те ценности, которые мы берем с собой в будущее, потому что они определяют нас как общество и страну.