Исчезнувшие деревни
Заларинские краеведы издали уникальный словарь
«Словарь населенных пунктов Заларинского района» издали сотрудники местного краеведческого музея во главе с директором Галиной Макагон. Исторические материалы они собирали 25 лет. За это время многие деревни исчезли с карты, оставшись в памяти старожилов и на страницах книги.
В Заларинском краеведческом музее хранятся архивы о родословных, известных земляках, фронтовиках, тружениках тыла, Тагнинском военном госпитале и многом другом.
– Сначала музей печатал статьи в газеты и журналы, освещая малоизвестные страницы истории. В 2017 году появился родословный заларинский сборник «Душа не может без роду своего…» И теперь вышел новый самостоятельный труд – «Словарь населенных пунктов Заларинского района», – рассказала Галина Макагон.
Десятки лет она с коллегами собирала документы с упоминанием населенных мест заларинской земли: сел, деревень, участков, хуторов, заимок, выселков. А история края очень непростая. В годы столыпинской аграрной реформы в Восточную Сибирь, в том числе и на заларинские земли, хлынула большая волна переселенцев. Здесь формировались церковные приходы, появлялись общины, переселенческие пункты, заселялись новые волости. Сюда по реформе переселились пихтинские голендры – уникальная этническая группа, основавшая свои населенные пункты.
Событием огромного экономического и социального значения для заларинских земель стало строительство дорог. 582 дорожные версты было построено к 1913 году, что тоже дало толчок к появлению новых поселений.
Работы у современных краеведов много. Названия сел и деревень встречались в метрических книгах, «Клировых ведомостях» церквей, стоявших на территории района, в статьях газет.
– Особенно интересно звучали упоминания пунктов в воспоминаниях людей, также мы выписывали их с географических карт разных лет. Одновременно работа шла в архивах Иркутской области, – вспоминает Галина Макагон.
Сегодня в Заларинском районе насчитывается 71 населенный пункт. Директору музея удалось найти 401 название пунктов, большинство из которых исчезли с лица земли.
– Многие из них живы в памяти людей, их помнят, любят, ностальгируют: ведь они были чьей-то малой родиной, откуда, как из родного гнезда, люди уходили в большой мир, – говорит автор книги.
Большинство названий сел и деревень идут от фамилии или имени основателя земли. Этот «притяжательный» топоним характерен для чалдонских заимок: Выборовых, Гусевых, Минеевых, Распутиных, других. Бывшие столыпинские участки носят названия Рак, Санджак, Синякова, Смирнова и т.д. Одну треть от общего количества населенных пунктов в районе составляют бурятские названия: Залари, Кукунур, Мойган, Хаптагун, Шарагул и другие.
Есть категория пунктов с малоизвестными названиями: Распутинско-Приисковая, Сафроновская (по имени Сафрона Распутина), дача имени Ленина, Федосеев хутор.
Словарь представлен в виде таблицы. Вместе с топонимикой идет информация о годах образования. Сегодня заларинские деревни отмечают дни села и юбилеи. Так, ныне существующая деревня Ленденево Ново-Черемховского МО в этом году празднует столетие.
Далее в «Словаре» идет информация о переписи населения, когда документально подсчитывались численность дворов, населения мужского и женского пола. Благодаря этим показателям, можно определить рост экономического развития села, узнать о состоянии демографии.
Иногда название сел и деревень менялось в силу разных причин. Например, переселенческий участок Мягковский, названный так в 1909 году, постепенно превратился в Мягчинск. Деревня Илгинская превратилась в Илганскую – так удобнее и проще говорить. И такие факты тоже будут интересны историкам и исследователям.
Словарь издан тиражом 300 экземпляров. Он будет интересен краеведам, студентам географических и исторических направлений, учителям, работникам архивов. А также тем, кто активно интересуется историей и географией Заларинского района, кто глубоко исследует свои родословные корни, масштабно представленные на заларинской земле.