Аварийные квадратные метры должны уйти в прошлое

Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья стало темой муниципального часа на 32-й сессии Законодательного Собрания. Депутаты ознакомились с опытом территорий и рекомендовали правительству региона выделить дополнительное финансирование муниципальным образованиям, чтобы люди смогли скорее переехать в благоустроенное и безопасное жилье.

 

Дома, где жить опасно

Накануне сессии парламентарии посетили один из аварийных домов, построенных еще в 1937 году, по улице Розы Люксембург в Иркутске. Семь лет люди живут в страхе, что у них могут обвалиться и потолки, и перекрытия, и пол. Двухэтажный дом попал в список 29 зданий, признанных аварийными еще в 2013 году. Все дома должен был расселить инвестор, с которым администрация города заключила договор о развитии застроенных территорий. Но взятые на себя обязательства он так до конца и не выполнил. Инвестор расселил только 11 квартир, или 4% из того фонда, который планировалось. Сейчас договор расторгается в судебном порядке.

Необходимо оперативно завершить все судебные разбирательства. Этот дом непригоден для проживания. Мы увидели, что на верхнем этаже нет даже стекол. А жильцы жалуются на неисправность коммуникаций, – отметил председатель Законодательного Собрания Александр Ведерников.

Как сообщил мэр Иркутска Руслан Болотов, эти 29 домов войдут в муниципальную программу, которая реализуется при поддержке фонда содействия реформированию ЖКХ и региональных средств, расселены они будут до 2021 года.

У нас есть возможность воспользоваться средствами адресной программы и переселить жителей в комфортные условия. После сноса домов данная территория площадью около 10 гектаров будет отдана под строительство объектов социальной инфраструктуры. Здесь мы планируем размещение новых школы и детского сада, – пояснил Руслан Болотов.

Председатель комитета по собственности и экономической политике Николай Труфанов спросил о количестве аварийного жилья в Иркутске. Представители мэрии сообщили, что в целом аварийными признаны 515 домов, из них 209 получили такой статус после 2017 года и соответственно не вошли в программу, реализуемую при поддержке фонда содействия реформированию ЖКХ. На их расселение, по предварительной оценке, необходимо около 4 млрд рублей.

А председатель городской думы Евгений Стекачев во время выездного совещания обратил внимание, что для более эффективной работы над развитием застроенных территорий и формированием привлекательных для инвесторов площадок надо внести изменения в федеральное законодательство. В этом вопросе требуется поддержка областного парламента, поскольку муниципалитетам нужны полномочия по расселению не только ветхих и аварийных многоквартирных домов, но и частного сектора.

Действующее законодательство не допускает возможности включать частный сектор в территорию, планируемую под развитие. Это усложняет конфигурацию строительной площадки и снижает ее востребованность. Кроме того, создаются неблагоприятные условия для тех, кто живет в старых деревянных домах рядом с современными многоэтажками. Все это в целом портит облик города. Единственная возможность исправить ситуацию – откорректировать федеральные законы и подзаконные акты, – сказал Евгений Стекачев.

 

На снос денег нет

В рамках муниципального часа на 32-й сессии депутатский корпус областного парламента продолжил рассмотрение проблемы аварийного жилья в городах Приангарья.

Жизнь и безопасность людей, проживающих в аварийных домах, должны быть в центре внимания органов власти. В одиночку муниципалитеты с таким большим объемом ветхого фонда, который есть в нашем регионе, не смогут справиться. Необходимо изыскивать возможности и дополнительные меры господдержки, чтобы совместными усилиями обеспечить людям достойные условия проживания, – отметил спикер Александр Ведерников.

О ситуации по ветхому фонду в Братске рассказала председатель думы Лариса Павлова. По ее словам, в период 2013–2017 годов удалось расселить людей с площади свыше 150 тыс. квадратных метров. Главным препятствием стала низкая стоимость квадратного метра жилья, что приводило к отказу застройщиков участвовать в таких муниципальных заказах. Так, в начале действия программы при реальной стоимости 40–42 тыс. рублей за квадратный метр контракты заключались на строительство по 33 тыс. рублей за квадратный метр.

Председатель думы Братска обратила внимание, что необходимо рассмотреть вопрос финансирования на снос уже расселенных аварийных домов, так как в программе данный пункт не предусмотрен. И в настоящее время бремя затрат приходится нести самому муниципалитету.

В бюджете нет средств на снос и очистку территорий от строительного мусора. Администрация города начала заключать договоры с местными подрядчиками, которые на безвозмездной основе должны были разбирать дома и очищать места от того же мусора. Но в действительности готовых работать бесплатно оказалось крайне мало, – отметила Лариса Павлова.

Цифра:

До 2025 года в Иркутской области предстоит расселить 397,8 тыс. кв. м аварийного жилья.

С предложением пересмотреть рыночную стоимость одного квадратного метра жилья выступил и председатель думы Иркутска Евгений Стекачев. По его словам, рыночная закупочная стоимость гораздо выше, чем субсидия на него.

– Цена, регламентированная федеральным законом, – 47 тыс. рублей за квадратный метр. А когда администрация города начинает расселять жителей, то мы сталкиваемся с тем, что средняя цена уже около 60 тысяч. Если взять в пример 2019 год, было выделено 588 млн рублей на расселение, из которых софинансирование из областного бюджета составило 41 млн, то Иркутск должен был выделить также 41 млн рублей. За счет городского бюджета пришлось доплачивать застройщикам еще 160 млн рублей с учетом реальной стоимости строительства, – подвел итог Евгений Стекачев.

По его мнению, действенными мерами, которые смогли бы дополнительно привлечь застройщиков, может стать возможность прохождения негосударственной экспертизы, а также возможность долевого строительства.

 

Наследие ветхого фонда

До 2025 года в Иркутской области предстоит расселить 397,8 тыс. квадратных метров аварийного жилья. Об этом депутатам сообщила и.о. министра строительства, дорожного хозяйства Светлана Свиркина. В своем докладе она рассказала о сложностях в реализации программ, которые требуют решения на федеральном уровне.

Чтобы снести многоквартирный дом, которые мы в основном и расселяем, необходимо сделать смету и зайти с ней в экспертизу. Это увеличивает не только затраты, но и сроки по сносу домов, – привела пример Светлана Свиркина.

Парламентарии обратились к ней с наболевшими вопросами от жителей своих избирательных округов. Например, депутат Николай Труфанов рассказал, что остро стоит проблема в Мамско-Чуйском районе, где износ двухэтажных домов составляет 70%. Кроме того, отсутствует оборотный фонд жилья, куда можно переселять граждан, чтобы освобождать аварийные помещения. По данным минстроя, на территории района необходимо переселить 116 человек с площади 2,5 тыс. квадратных метров. «Решить проблему за счет «вторички» нет возможности, поэтому надо строить новое жилье», – отметила Светлана Свиркина.

Депутат Степан Франтенко напомнил, что до сих пор остается открытым вопрос переселения жителей многоквартирного дома на территории профилактория «Утес» в Усолье-Сибирском, ситуация в котором несколько лет находилась на контроле депутатов Заксобрания.

В 2018 году правительство области обещало данный дом расселить, так как его признали аварийным. Но никто ничего не сделал. Проблема в том, что здание принадлежит городу, а земля – району. В настоящее время никто не ведет подготовку к зиме. Есть проблема и с другими коммуникациями, например, с водой. Когда люди смогут получить cертификаты, чтобы они смогли решить квартирный вопрос? – спросил депутат Степан Франтенко.

Его поддержал депутат Роман Габов, который получил много жалоб, в частности, на перебои с отоплением. Он попросил обратить на эту проблему более пристальное внимание. Глава министерства пообещала в ближайшее время вернуться к решению данного вопроса.

Депутат Георгий Любенков призвал региональное правительство принять  меры для решения вопроса финансирования сноса расселенного жилья, включив его в программу переселения отдельным мероприятием.

В большинстве случаев местные бюджеты принимаются с дефицитом. Муниципалитеты не могут самостоятельно решить вопрос по сносу аварийного жилья. Затягивание сроков демонтажа здания представляет большую пожарную опасность для жителей соседних домов, ухудшает криминогенную обстановку, а также порождает массу жалоб от граждан и недовольство властью, – отметил Георгий Любенков.

Завершая муниципальный час, депутаты областного парламента рекомендовали рассмотреть возможность предоставления муниципальным образованиям субсидии из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств по сносу расселенного аварийного жилищного фонда. Также правительству региона было предложено проработать вопрос об установлении для собственников жилья в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительных мер поддержки по обеспечению жильем.

Тема переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в Приангарье остается на парламентском контроле.