Фантасмагория про золотую рыбку
Цыгане, музыка группы «Белый острог» и морское чудовище. Необычный спектакль «Золотая рыбка» по мотивам сказки Александра Пушкина в постановке Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова принял участие в программе «Большие гастроли-онлайн». За месяц он набрал около 150 тыс. просмотров.
– По силе воздействия ничего не заменит живую встречу с театральным искусством, однако онлайн формат предоставляет нам уникальную возможность расширить аудиторию, – рассказал режиссер спектакля, директор иркутского ТЮЗа Виктор Токарев. – В итоге за месяц мы получаем количество зрителей, сопоставимое с годовой цифрой посещаемости нашего театра.
Напомним, спецпроект Министерства культуры РФ был запущен, когда все гастрольные туры страны отменились из-за распространения коронавируса. В нем также принимают участие и другие театры Иркутской области. В рамках «Больших гастролей онлайн» будет показан спектакль «Победитель» иркутского ТЮЗа, а «Золотая рыбка» доступна в таком формате до 1 сентября.
– Сегодня тема, которую затронул Александр Сергеевич Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке», как никогда актуальна, – считает Виктор Токарев. – Вот человек получает счастливый билет, дальше возникает вопрос: как он им распорядится? В нашем случае мы видим, что старуха, на которую свалились безмерное богатство и власть, становится другой и быстро доходит до беспредела. И в современной жизни человек, теряя все морально-нравственные нормы, стремится жить более комфортно и обеспеченно, желательно ничего при этом не делая. Но когда вместо бога – деньги и власть, добра не жди.
Жанр постановки неслучайно обозначен, как театральная фантасмагория, ведь его сюжет расширяет рамки сказки. Благодаря художнику спектакля Татьяне Ларевой зритель оказывается то на берегу синего моря, то в царских палатах, а то и на дне морском. Встречает его Сказительница (Людмила Попкова) в волшебном теремке. Потом она остается в истории в качестве голоса за кадром. Артисты Владимир Безродных и Марина Егорова делают сказочных Старика со Старухой живыми людьми, наполняя их образы эмоциями. За час постановки мы наблюдаем трансформацию героини из бедной женщины, которая мирно пряла пряжу и ждала дома мужа-рыбака, в настоящего монстра, разрушающего все вокруг и вещающего не своим голосом.
– Мы хотели подчеркнуть, что человек меняется не только внешне, но и внутренне, – пояснил Виктор Токарев. – В жизни обычно это не так заметно, но послушайте внимательно, что говорят современные олигархи, которые заработали свои капиталы в смутные 1990-е. Один, например, не так давно поведал в интервью, что он ночами вагоны разгружал, а когда власти бросили крупное предприятие, просто его подобрал. Он абсолютно уверен, что заработал все своим трудом, а то, что в результате – горы трупов и обманутых людей – это не в счет. Словом, внутренние перемены заметны не сразу, но монстр уже сидит внутри.
В одной из финальных сцен спектакля возникает образ Старухи в виде морского чудовища, которое появилось бы, выполни золотая рыбка ее просьбу. Жуткий осьминог парит среди облаков, а целая упряжка золотых рыбок несет ее в пространстве.
– Мы фантазировали вместе с Пушкиным и заглянули за пределы сказки, – пояснил Виктор Токарев. – Кстати, у автора помимо Золотой рыбки, Старика и Старухи постоянно присутствует народ: «А народ-то над ним насмехался: поделом тебе старый невежда!» Поэтому в спектакле у нас возникает толпа, которая почти всегда присоединяется к сильнейшему. Неслучайны в постановке цыгане и медведь. Помните, как в романе Пушкина «Дубровский» развлекался Троекуров? В комнату, где на цепи сидел медведь, который не мог достать до одного из углов, закидывали крестьянина. Если тот найдет этот угол, то он спасется, а нет – погибнет. Поэтому и у нас дед тоже борется с медведем.
Виктор Токарев отметил, что в постановке ему хотелось поглубже раскрыть образ Старика:
– Ведь он не совсем простофиля, он виноват в данной ситуации не меньше самой старухи, ведь потакал ее желанием и не сумел вовремя остановить, поэтому он у нас в финале рыдает на берегу синего моря.
Слезами раскаянья Старухи заканчивается и сам спектакль. На заднем плане возникает церковь как символ божественного прощения, и народ утешает героиню.
– На этом спектакле у нас взрослые люди плачут в зрительном зале, – отметил Виктор Токарев. Наверное, потому что происходит переоценка ценностей. Они вдруг понимают, что в жизни самое главное. А в нашей сказке самое главное – «Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Они жили вместе 30 лет и 3 года». Жили вместе и были счастливы. Ведь никакие богатства не заменят настоящей любви.