Рок-культура Театра пилигримов

Выживет ли театр-студия «Театр пилигримов» после ухода из жизни его основателя Владимира Соколова? Этот вопрос долго висел в воздухе. Новым художественным руководителем в апреле 2019 года был назначен Константин Артамонов. С его приходом в коллективе театра появились молодые и перспективные актеры, публика под овации приняла музыкальные постановки, причем не только в Иркутске, но и Санкт-Петербурге, общение со зрителем не прервалось даже в условиях карантина. В интервью газете «Областная» Константин Артамонов рассказал о творческом пути, представил свой взгляд на развитие вверенного ему театра.

 

– В какой момент вы поняли, что ваше будущее точно связано с музыкой?

– Когда по шесть часов репетировал на фортепиано, готовясь к конкурсам. С одной стороны – учеба в музыкальной школе, куда за руку меня привела мама, помогла мне сформировать характер, с другой – здесь я начал сочинять музыку и понял, что это мое дело. Первые шаги в роли композитора – это подражание Баху, потом сочинял песни для школьной рок-группы. Еще я увлекся игрой на электрогитаре и синтезаторе, который, кстати, мне подарил мой отец. У меня всегда была тяга к оркестровой музыке и электронные инструменты с их богатыми тембровыми возможностями, безусловно, подстегнули меня к экспериментам.

 

– Как вы попали в Театр пилигримов?

– О театре был наслышан, здесь работала моя жена Аня. Помню, как стоял во дворике, а из окна второго этажа выглядывал Владимир Игоревич. Он посмотрел на меня немного исподлобья и строго спросил: «Ты что окончил?». Я ответил: «Музыкальную школу». Он: «А я – консупитерскую». Отработал в «Пилигримах» три с половиной года гитаристом. Потом ушел клавишником в группу Extrovert, которая занимается музыкальным сопровождением в Иркутском музыкальном театре.

 

– Первый спектакль, к которому вы написали музыку?

– Дебют состоялся в театре «Юность» у Алексея Худякова в спектакле «Ночь Гельвера». Именно это дало толчок к моему развитию как театрального композитора. Потом писал музыку к балетам «Гранатовый браслет» и «Милый друг», созданные в тандеме в то время главным балетмейстером Иркутского музтеатра Людмилой Цветковой.

 

– У вас диплом Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Это было ваше решение?

– Долгое время консерватория оставалась для меня несбыточной мечтой, хотя за плечами было и Иркутское музыкальное училище, и работа в театрах. Моя супруга Анна Агапитова вдохновила меня на дальнейшее творческое развитие. Мы съездили в город на Неве, после чего я год готовился к экзаменам и поступил.

 

– Что вам дало обучение в консерватории?

– Консерватория вышибает дилетантизм из музыканта. Здесь человек сам учится тому, что ему нужно. Например, композиции я учился не только у своего профессора по сочинению Григория Овшиевича Корчмара, но и на лекциях по истории искусства, эстетике и философии. У меня потрясающий преподаватель по фортепиано, ведущий баховед России Татьяна Васильевна Шабалина. Она открыла мне совершенно новые грани этого инструмента. В Петербурге все работает на воспитание творческого человека.

 

– Ваша жена получила режиссерское образование в Петербурге?

– У нее уже несколько актерских и режиссерских образований, некоторые из них она получила в Санкт-Петербурге, пока я учился в консерватории. Недавно она дополнительно прошла курсы актерского мастерства, в том числе и по Михаилу Чехову. Наш творческий тандем можно сравнить с тем, как горят дрова в печке. Одно полено само по себе никогда гореть не будет. Мы тоже стимулируем друг друга к творчеству, искореняя сомнения и неуверенность.

 

– В итоге ваша семья даже переехала из Иркутска в Санкт-Петербург?

– Да, я переехал в первый год моего обучения, Анна – во второй. Но сейчас мы работаем в Театре пилигримов и живем в Иркутске.

 

– Как вы отнеслись к предложению взять на себя художественное руководство театром?

– Звонок от бывшего министра культуры Ольги Стасюлевич стал для меня неожиданностью. Театр пилигримов – это мой первый театр, который я знаю хорошо, понимаю, что ему нужно. Решил – если я не поеду, то, возможно, там не будет продолжения. И взял на себя ответственность за дальнейшую его судьбу.

 

– Не пожалели?

– Конечно, нет, у меня замечательные артисты и музыканты, мы развиваемся, занимаемся настоящим искусством и честным творчеством.

 

– Каким вы видите дальнейший путь театра?

– Сохранить рок-культуру на сцене. Это всегда был смелый рокерский экспериментальный театр. Конечно, здесь есть место классике и народной музыке, другим направлениям. Просто рок был и остается фундаментальным театральным ядром, благодаря которому в нас живут смелость, прямолинейность, открытость, бескомпромиссность.

 

– И театр продолжает быть авторским?

– Да, у нас есть уникальный материал и благодаря этому мы можем сделать театр самобытным. Тем более что наш небольшой коллектив требует индивидуальных решений под его возможности и специфику.

 

– Как вы оцениваете итоги сезона?

– В целом хорошо. Хотя из-за коронавируса вынуждены были отложить премьеру спектакля «Милосердие под запретом» на осень. Продолжаем работать через интернет и социальные сети. Мы поставили онлайн-сериал «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца.

Ярким событием сезона считаю наши гастроли в Санкт-Петербург, где мы показали спектакль Страсти по Марии», который стал своеобразным памятником Владимиру Игоревичу, потому что эта постановка сквозной линией шла через его творчество. Другой спектакль NoRA по Ибсену был экспериментом, ведь по этому материалу никто не делал музыкальную постановку. А наш новогодний проект «Сказочный голос Зимограда» стала лучшим детским мероприятием в event-индустрии в 2019 году. Еще мы записали несколько клипов, потому что одной из традиций театра были песенные концерты.

 

– О чем вы мечтаете и что нужно театру?

– Театру сейчас не хватает своей сцены. Артисты ютятся в одной гримерке и работают на очень маленькой репетиционной сцене. Для выездных спектаклей нужно качественное оборудование (свет, звук, микрофоны). Хотелось бы поблагодарить нашего директора Людмилу Григорьевну Ваховскую – опытного руководителя, которая обладает достаточной уверенностью, профессиональной грамотностью и оптимизмом, чтобы решать любые проблемы и бороться за интересы театра. У нас хорошая команда, и министерство культуры и архивов Иркутской области нас поддерживает.

 

– Какие у вас планы?

– К сожалению, отложилась поездка на фестиваль в Белоруссию, но, думаю, все состоится после пандемии. У нас будет премьера музыкальной сказки «Кот в сапогах». Еще мы хотим восстановить музыкальный спектакль «Записки сумасшедшего» в обновленной версии. Следите за нашей афишей.