Торговля в условиях новой реальности
Во время режима самоизоляции ограничения не коснулись продуктовых магазинов и аптек. Покупатели могли приобрести лекарства и продукты первой необходимости. И все-таки закрытие границ и авиасообщений, увеличение сроков поставки товаров, снижение покупательской способности негативно сказались на развитии розницы. В рамках круглого стола, который состоялся в пресс-центре газеты «Областная», представители иркутского рынка рассказали об изменениях, вызванных последствиями эпидемии.
Цены под контролем
Руководитель службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Ольга Степанова напомнила, что в первые дни режима самоизоляции вокруг определенных товаров возник ажиотаж: все запасались сахаром, гречкой, туалетной бумагой.
– Потребители запасались товарами длительного хранения. С 17 марта наша служба приступила к ежедневному мониторингу продуктов и цен на них. Мы смотрели, чтобы не было пустых полок. Торговые сети с нами активно сотрудничали и старались не допускать случаев, чтобы товары «вымывались» с прилавков. Везде, в том числе и на оптовых рынках, был постоянный запас товаров. Это помогло держать ситуацию под контролем. В целом ценовых вспышек у нас в регионе не было. Некоторые товары подорожали, но это было связано с сезонностью, – отметила Ольга Степанова.
Еще в апреле на встрече врио губернатора Игоря Кобзева с представителями торговых организаций и местными товаропроизводителями было принято решение о запуске акции «Цена зафиксирована», к которой присоединились 14 товаропроизводителей. Каждый участник акции самостоятельно определил перечень товаров, стоимость которых будет неизменна до августа 2020 года, в итоге общий перечень составил 40 единиц. Руководитель службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области сообщила, что из-за напряженной ситуации по коронавирусу ведутся переговоры о продлении сроков акции.
Тот факт, что спрос на товары нынче оказался выше обычного, подтвердил генеральный директор ТЦ «Новая дача» Александр Верхозин. По его словам, потребительская активность выросла не одномоментно, а постепенно. В настоящее время ситуация в целом выровнялась.
– У нас не было перебоев с продажей товаров. В бутиках представлена одежда производства Италии, Франции, Германии. Дефицита продуктов тоже нет. Тем более сейчас подходит сезон фермерских продаж. Население обеспечим свежими овощами, фруктами, зеленью, ягодой и другими товарами, – отметил Александр Верхозин.
Участники круглого стола отметили, что торговля продуктами велась, несмотря на введенные ограничения, но в то же время у предпринимателей выросли расходы на приобретение бактерицидных ламп для обработки помещений, покупку средств дезинфекции, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
– Санобработку помещений рынка проводит клининговая компания на аутсорсинге. Есть антисептики для обработки рук. Ежедневно по утрам у всех продавцов замеряется температура, – рассказал Сергей Довгаль, управляющий рынком «Новый».
Несмотря на требования Роспотребнадзора о соблюдении мер безопасности в помещениях и введенный масочный режим, далеко не все покупатели добросовестно соблюдают меры безопасности.
– Штрафы за несоблюдение масочного режима выносим не сразу. Наша деятельность преимущественно направлена на профилактику. Протоколы составляем только в отношении злостных нарушителей, – отметила Ольга Степанова.
Аренду снижают даже до нуля
Исполняющий обязанности директора Центрального рынка Григорий Слезак констатировал, что снижение покупательского спроса повлекло отток предпринимателей. В качестве примера он назвал поредевшие мясные ряды, стало меньше деликатесов.
– У нас всего 400 мест, свободны сейчас 70. Это кажется немного, но бросается в глаза. Некоторые предприниматели ушли сами, потому что не смогли платить ни аренду, ни товар приобретать. С участием мэрии было принято решение о снижении вполовину арендной платы – такие тарифы будем держать до конца августа. С открытием уличной ярмарки часть коммерсантов ушли туда, что тоже отчасти правильно. У нас нет на рынке современных систем кондиционирования, в помещении душно. И, например, те же самые фрукты – это скоропорт, на улице у них меньше выбраковки будет, – говорит Григорий Слезак.
В ТЦ «Новая дача» также предоставили скидки, причем не только по аренде, но и по коммунальным услугам. В целом здесь большого удара предприятие не заметило, но до сих пор в сложном положении находится Центр семейного отдыха, который по-прежнему не работает.
– При этом не очень понятно, будет помощь от государства или нет. Мы не видим поддержки от властей. Да, два месяца были субсидии, и мы смогли закрыть вопрос по зарплате, но что дальше, неясно. Нам нужно внимание от властей, чтобы нас иногда слышали и относились к нам как должно. Например, когда в субботу ночью приходит документ, что в понедельник ты не можешь открыться – это сложно для бизнеса, у нас есть кадровая документация, опять же работников надо вовремя предупредить. Какими бы ни были решения властей, нам нужно знать о них как можно раньше. С одной стороны, например, непонятно, что дальше будет с Центром семейного отдыха, с другой стороны, нельзя людей увольнять. Как вести себя предпринимателю в такой ситуации, я даже не знаю, – комментирует Александр Верхозин.
Вместе с тем ТЦ «Новая дача» сумел сориентироваться в условиях новой реальности и начал активно продвигать услуги по бесконтактной доставке.
– Совместно с арендаторами решили создать сайт, чтобы покупатели сами выбрали необходимые товары и заказывали их. Вскоре запустим наш интернет-ресурс. Даже если будет вторая волна эпидемии, наши покупатели всегда смогут воспользоваться бесконтактной доставкой, – сообщил Александр Верхозин.
Потери по аренде, как отметил Сергей Довгаль, несет и рынок «Новый». Предприятие пошло не только на скидки по аренде, но и полную отмену арендной платы для некоторых арендаторов. Это, в частности, общепит и батутный центр, которые закрыты до сих пор. Вместе с тем никто коммунальные платежи не отменял.
– Наши мысли и коллег – сходятся. Когда наступил карантин, то подумали сделать и сайт, и доставку на дом. Начали тестировать. Но я все-таки сторонник того, чтобы люди приходили именно на рынок. По сравнению с прошлым годом проходимость у нас повысилась на 40%. И этот показатель будет только расти. Мы ориентируемся на фермерские продукты: на рынке можно купить ароматный и свежеиспеченный хлеб, у нас представлена удивительная линейка деликатесов, отличные сыры. Вся продукция имеет стабильно высокое качество! – отметил управляющий рынком «Новый».
По его словам, нынешний кризис очень своеобразный, его причиной стали не макроэкономические процессы, а новая коронавирусная инфекция. Предпринимателям в один момент просто запретили работать. В текущих экономических условиях поддержка государства важна. Главное, чтобы с бизнеса сняли все ограничения.
– Когда в бизнесе работаешь, не важно – крупный ты коммерсант или мелкий, чувствуешь себя как на войне. Ты каждый день просыпаешься и думаешь: кто сегодня наступает – они или ты? Но поскольку все рычаги находятся у чиновников, ты всегда проигрываешь, всегда в оборонительной позиции находишься, думаешь, как бы какая очередная граната в твой окоп ни прилетела. Почему-то всякий раз, когда они хотят помочь, нам все хуже и хуже. С каждым годом предпринимателей все меньше. Мы так и вымрем скоро, как мамонты. А так все хорошо у нас, – иронично отметил Сергей Довгаль.