Самому старому ледоколу в мире «Ангара» исполняется 120 лет
Ледоколу «Ангара», который является самым старым судном своего типа в мире, исполняется 120 лет. Об этом 4 августа 2020 года сообщает газета «Областная». Ледокол, который является отделом Иркутского областного краеведческого музея, стоит в заливе микрорайона Солнечный в Иркутске, в год его посещают около 30 тыс. иркутян и гостей города.
На «Ангаре» можно спуститься в машинное отделение ледокола и увидеть впечатляющие механизмы – силовые агрегаты, которые когда-то приводили судно в движение. Посетить экспозицию по истории навигации «По волнам славного моря Байкал» на верхней палубе, а также спуститься на нижнюю, где часто проводятся камерные концерты, встречи, презентации книг.
– «Ангара» – уникальный памятник не только российского, но и мирового значения, ведь аналогов этому судну нет в мире, – отметил директор музея Сергей Ступин. – За время, пока ледокол находиться в составе нашего музея мы прошли большой путь возвращения ему исторического облика: убрали антенны сотовой связи с его палубы, обновили машинное отделение ледокола. Для более комфортного ориентирования посетителей разработана навигация по отделу, установлены информационные таблички с названиями и описанием помещений, судовых механизмов. К юбилею судна выпущена новая линейка сувенирной и полиграфической продукции. Также разработана сметная документация на ремонт каюты капитана.
Ледокол, построенный в 1900 году английской фирмой «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко», предназначался для перевозки пассажиров и грузов. До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Ангара» вместе с ледоколом «Байкалом» ежедневно совершала по два рейса. После пуска КБЖД использование ледоколов заметно снизилось, «Ангара» с 1907 по 1916 год практически не выходила в рейсы. После Октябрьской революции имущество Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств было национализировано. Во время Гражданской войны была сформирована Байкальская флотилия, «Ангару» вооружили двумя трехдюймовыми пушками и четырьмя пулеметами «Максим», ледокол патрулировал Байкал, участвовал в боях, переходил от красных к белым и обратно. С окончанием войны «Ангара» вновь стала возить мирные грузы и пассажиров. К началу Великой Отечественной войны судно планировали поставить на капремонт, но ему пришлось работать до Победы. Ледокол стоял с 1949 по 1960 годы, пока не отремонтировали, но вскоре сняли с эксплуатации как нерентабельное. Судно переходило от организации к организации, в 1977 году поставили на прикол в Солнечном, где оно пережило мрачные времена – пожар, затопление, разруху. Привели его в порядок только спустя 11 лет. В 2015 году ледокол был возвращен в собственность Иркутской области и передан в ведение музея.
Подробнее читайте в ближайшем номере газеты, который выйдет 5 августа.