Находки с полей сражений
В Иркутске создадут школьные поисковые отряды
Солдатские медальоны, звездочки от зимних шапок бойцов Великой Отечественной, шинельные пуговицы, нательный крестик. А еще фотопленка, ластик и карандаш, возможно, принадлежащие военному корреспонденту, стали находками очередной экспедиции усольского отряда «Искатель». Она прошла в июле на территории Киришского района Ленинградской области. Именно там в годы войны шли ожесточенные бои, решалась судьба Ленинграда.
Дело продолжили ученики
В этом году многие поисковые экспедиции из-за пандемии коронавируса не состоялись. Но как минимум одна из них была организована и прошла очень результативно. Десять школьников и студентов усольского поискового отряда «Искатель» на днях вернулись с мест раскопок в Киришском районе Ленинградской области. Ребята отыскали останки 15 советских бойцов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
– Еще 30–40 лет назад люди не задумывались над тем, что много воинов осталось на полях сражений, что их никто никогда не хоронил. Сегодня государство активно поддерживает поисковое движение, – говорит руководитель областной общественной организации поисково-краеведческих отрядов «Дань памяти» Нина Торопкина. – Сотни тысяч советских солдат лежат под землей, под мхом, в лесах и болотах. Наша задача – найти каждого и отдать дань памяти воинскому долгу.
Отряд «Искатель» занимается поисковой и краеведческой работой с 1982 года. Он был организован учителем истории Александром Засухиным. Первая экспедиция привела усольских поисковиков в Волгоградскую область, затем был Невский пятачок. Свою деятельность поисковики вели в Ленинградской области, Карелии, Монголии. После ухода из жизни Александра Засухина в 2004 году его дело продолжили ученики.
– У трех солдат из 15 были медальоны. К сожалению, не все они в том виде, чтобы их можно было прочитать. Сейчас мы говорим только об одном вкладыше – он проходит экспертизу, и надеемся, что удастся установить имя бойца. Два медальона ничем нам не помогут – один со сломанной крышкой, второй просто пустой, – продолжает Нина Торопкина.
Вручную ребята перебрали КамАЗы почвы. Среди прочих найденных личных вещей советских солдат – звездочки от зимних шапок, шинельные пуговицы и крючки, запасной поясной ремень, стекляшка от солдатского одеколона. Музейным экспонатом может стать и нательный крест одного из солдат. Заинтересовали поисковиков и такие нерядовые находки, как фотопленка, ластик и карандаш. Такой набор вещей навел юных поисковиков на предположение, что в тех местах мог покоиться военный корреспондент.
Каждая экспедиция все тяжелее
Непосредственно поисковые работы проводились в глухой тайге, почти в 160 км от Санкт-Петербурга. Людей можно было встретить только в дачном поселке в 1,5 км от лагеря.
16-летний участник отряда «Искатель» Матвей Коробицын в экспедиции ездит на протяжении четырех лет.
– Сначала было просто интересно, потом понял, что эта работа близка сердцу. Все, что я слышал, читал, смотрел о войне, на месте поисковых работ воспринимается по-другому. Ты начинаешь ценить родных, жизнь, Родину, меняется отношение к миру, – рассуждает Матвей.
Непростые условия экспедиции показывают истинный характер ребят. Одни, сталкиваясь с бытовыми трудностями, жизнью в палатке, низкими ночными температурами, теряют к этому делу интерес. Другие, напротив, становятся фанатами поисковой работы.
– Эта, четвертая экспедиция, была самой тяжелой из всех. Тяжелой морально. С бытовой неустроенностью можно смириться, с тяжестью на душе сложнее. Мы жили 16 дней в лесу, в котором когда-то погибали люди. Я думал, что после первой экспедиции будет легче, но все совсем не так, – продолжает юный поисковик. – Чем больше у тебя опыта, тем тебе больше доверяют, и обязанностей становится больше. Ты должен передавать навыки другим ребятам, тем, что младше тебя.
На подмогу усольчанам приходили поисковики из Ленинградской области и Краснодарского края. Коллеги из киришского поискового отряда и вовсе передали важные артефакты – рентгеновскую карточку, которая была сделана на курорте «Усолье». Ее нашли в 2006 году и установили имя бойца – Степан Васильевич Николаев 1904 года рождения. Для того чтобы расшифровать данные солдата, потребовались долгие 14 лет. Усольские поисковики отыскали сестру бойца, которая сейчас проживает в Усолье-Сибирском. Ей будут переданы вещи погибшего родственника.
Егор Луковников, и.о. министра по молодежной политике Иркутской области:
– Деятельность поисковых отрядов крайне важна для сохранения исторической памяти. С одной стороны, это кропотливый поиск останков наших павших бойцов на местах сражений, а с другой – большая воспитательная работа. Через это прошло уже очень много ребят, они прикоснулись к местам, которые пропитаны человеческим горем. От этого сознание молодежи меняется на корню. Не так давно в областном краеведческом музее была открыта экспозиция, которую подготовили ребята и руководители экспедиций. Мы будем искать новые формы работы. Многие люди по всей стране увлекаются реконструкцией боевых сражений. Важно поддерживать данное направление.
Еще один переданный артефакт – солдатский медальон Ильи Николаевича Гончарова, некогда проживающего в Зиминском районе. Бланк медальона был не заполнен, но благодаря специалистам в течение тех же 14 лет удалось установить его владельца. Медальоны – это средство идентификации личности бойца. Над их прочтением работают специалисты по всей стране. Бумажных документов, вроде книжек красноармейцев, в наше время поисковики в почве уже не находят: все сгнило и истлело.
– Значимость поисковой работы трудно переоценить. Мы своей деятельностью пытаемся восстановить честные имена бойцов, вернуть из забвения людей, которые числились пропавшими без вести. Нередко их называют перебежчиками, переметнувшимися на сторону врага. Наша задача – рассказать родственникам солдат, где были найдены их останки, на каком фронте воевал боец, что жизнь была отдана за родную землю. Велика и воспитательная роль поисков, которые проводят ребята. Вещи, которые мы находим, являются немыми свидетелями той страшной войны. Мы очень надеемся, что они могут предотвратить подобные действия в будущем, – считает Нина Торопкина.
За время работы отряда были найдены останки четырехсот бойцов. Всего же на территории Иркутской области существует 29 поисковых краеведческих отрядов. На места боевых действий выезжают не все, а только восемь из них. Нина Торопкина отмечает, что в Иркутске школьного поискового отряда нет, и приглашает руководителей, у которых есть желание заняться этой важной миссией, к сотрудничеству. В экспедицию разрешено брать детей с 14 лет. Особых требований в будущим поисковикам не предъявляется, но молодой человек должен понимать, что такие поездки – не развлечение. Важно много читать, смотреть, запоминать информацию, уметь анализировать, быть социально активным и, конечно же, здоровым. Всему остальному научат товарищи постарше.
Любые поисковые работы имеют свой срок. Спустя сто лет после начала войны вступит в силу закон об археологии, и просто так приехать на место былых сражений и искать останки бойцов не получится. Экспедиции перейдут в статус археологических. Именно поэтому усольские школьники торопятся до 2041 года найти как можно больше солдат. А это огромный пласт работы. По всей стране в годы Великой Отечественной войны пропало без вести и попало в плен 4,2 млн советских граждан.
Фото предоставлено отрядом «Искатель»