Животное под опеку
Как иркутские зоопарки пережили карантин
В самый прибыльный сезон, с апреля по июнь, зоопарки Приангарья закрылись на карантин. На три месяца они остались без средств к существованию, при том что расходы на содержание животных никто не отменял. Как зверинцы возвращаются к работе, пережив тяжелый период, узнал корреспондент «Областной».
В Иркутске все зоопарки – частные, содержат питомцев исключительно благодаря проданным билетам. Сезон активной посещаемости очень короткий – примерно с апреля по сентябрь. В этом году открыться им разрешили только в начале июля.
– Наши хищные животные съедают сотни килограммов мяса в месяц. Три месяца мы выживали только благодаря поддержке неравнодушных людей, которые привозили картошку, мясо… Рестораны помогали продуктами. Кроме того, арендодатели как в Листвянке, так и в Иркутске освободили нас от платы за помещения, – рассказала биолог Сибирского зоопарка Ангелина Никитина. – В это сложное время мы почувствовали, что люди нам благодарны за то, что мы принимали, выхаживали раненых животных: медведей, ястребов, волков, лис, которых нам стабильно несли.
Кстати, работники Сибирского зоопарка в период пандемии спасли не только своих питомцев, но и обезьян барнаульского зоопарка. Ангелина Никитина рассказала, что еще в феврале, до объявления режима самоизоляции, в Иркутск приехал зоопарк из Алтайского края. Из-за финансовых потерь, связанных с эпидемией, у него не было денег на транспортировку животных домой. Сибирский зоопарк взял 11 обезьян. Для мангобеев и гиббонов уже спроектировали вольеры. При желании посетители могут принести новым питомцам лакомства и сами покормить их. Особенно обезьяны любят бананы, киви, яблочки.
– Некоторых ручных обезьян мы забирали в домашние условия, чтобы они адаптировались. Сейчас они чувствуют себя хорошо, – рассказала сотрудница Сибирского зоопарка Дарья Трифонова.
Сибирский зоопарк открылся 5 июля. Два филиала – на въезде в Листвянку и в Иркутске на Маршала Жукова – работают в прежнем режиме, с десяти утра до десяти вечера, соблюдая санитарно-эпидемиологические правила. После карантина зоопарк нуждается в поддержке как никогда.
Серьезный удар самоизоляция нанесла и Иркутской зоогалерее, у которой два филиала: Дом природы, где обитают обезьяны, крокодилы, змеи, черепахи, попугаи, пауки и другие представители тропической фауны, а также зоопарк на территории рынка «Фортуна», где живут тигры, львы, пума, леопард, медведи и прочие хищники.
– Еще в прошлом году мы переехали с крупными хищниками на «Фортуну», где нам безвозмездно предоставили площадь на пять лет. Из-за того, что был тяжелый переезд, осталась куча долгов, от которых мы планировали избавиться хотя бы частично этим летом, когда прибыли больше всего. Но в самый горячий период нас закрывают на карантин, – рассказала координатор Людмила Ивушкина. – В самоизоляцию мы вошли не просто без запасов, а в большом минусе. Кредиты нам уже не дают. Несмотря на трудности, животные получали полноценное питание, сотрудникам платили зарплату.
Зоогалерею открыли 4 июля. В этот же день закрыли Ушаковский мост, что сказалось на посещаемости, ведь людям было тяжело добраться до «Фортуны».
После карантина зоогалерея выживает. Денег хватает только на текущие траты. Сейчас самая большая финансовая проблема – колоссальные расходы на электроэнергию, а также на мясо. Хищники съедают летом минимум 50 кг. Зимой потребуется еще больше. Неравнодушных людей, которые переводят деньги, приносят еду животным, немало, но пожертвований не хватает, сейчас запасы есть примерно на неделю.
Иркутский зоосад, который расположен на территории Ботанического сада ИГУ, начал принимать гостей с 5 июля. Сейчас работает в прежнем режиме с 11 утра до восьми вечера. Всего здесь около 300 животных. Только на корм уходит около 250 тыс. рублей. Волку, например, требуется в день 2 кг мяса, а верблюд съедает 6 кг сена. Прокормить парнокопытных во время карантина очень помогли фермеры, которые привозили сено тюками. Другие благотворители переводили деньги, отправляли злаки, крупы, овощи, фрукты, мясо.
В зоопарке на карантине даже появился новый питомец – алтайский марал. Годовалый благородный олень приехал из красноярского зоопарка. А еще родились барсучата, лисята, поросята, кролики…
– Во время карантина зоосад жил на пожертвования, которые поступали из разных городов России и даже из Европы. Частично выручила предварительная продажа билетов. На первых порах спасла акция «Вкусный вторник», которую мы объявили в социальных сетях. Суть ее в том, что человек переводит деньги на кормление приглянувшегося животного, а мы высылаем видеоблагодарность с демонстрацией кормления, – рассказала маркетолог зоосада Марина Морозова.
Также в зоосаде можно взять животное под опеку. Потенциальному спонсору рассказывают о потребностях питомца, о том, какая сумма нужна для его содержания.
– Во время пандемии одна компания взяла под полную опеку волка. А жительница Усть-Илимска – филина. Это было приятно и неожиданно. Нам важна любая поддержка, особенно сейчас, когда главная задача – погасить долги и накопить на зиму, – говорят сотрудники зоосада.