Школьники в Иркутской области ждут начала учебы
Стресс от начала нового учебного года в 2020 году будет несколько сглажен, поскольку дети с удовольствием пойдут в школу после дистанционного обучения. Такое предположение высказали психологи на пресс-конференции, которая прошла в газете «Областная» 13 августа.
– Последнее время вообще было ознаменовано стрессами в обществе. Режим самоизоляции также привел многих к стрессу, – сказала медицинский психолог, заведующая центром психотерапевтической помощи детям Иркутской областной детской клинической больницы Марина Хорошун. – Работая с пациентами, мы в этом убедились неоднократно. Возможно, стресс этого сентября будет даже несколько сглажен, поскольку дети с удовольствием пойдут в школу после дистанционного обучения. Что касается симптомов, то у всех они проявляются по-разному – от тревожности, повышенного возбуждения до торможения, запоздалых реакций. Но в первую очередь родителям важно обращать внимание на физиологические симптомы – сон, аппетит. Не менее важно слушать и слышать ребенка, потому что свои проблемы он зачастую проговаривает. Но не каждый родитель вслушается в проблемы. Не следует устраивать и особый ажиотаж вокруг 1 сентября, надо снизить накал эмоций праздника, чтобы груз ожиданий, требований и ответственности не стал для ребенка непосильным.
Ученики начальной школы со школьными неврозами начинают поступать в детскую клиническую больницу к концу первой учебной четверти, когда стресс переходит на уровень физиологии (головные боли, тошнота, снижение аппетита и т.д.). Если ситуация повторяется, симптомы закрепляются и усиливаются. Соматика встает на защиту психологического состояния ребенка. Симптомы школьного невроза могут сохраняться до полугода, говорит Марина Хорошун.
Невролог больницы Ирина Петрова подчеркнула, что для эффективной профилактики неврозов необходим тесный контакт с родителями. Это позволит, кроме прочего, своевременно поставить диагноз. Очень важный момент – соблюдение режима дня, настроиться на который следует до начала обучения. В случае если у ребенка есть неврологические нарушения, подходить к периоду школьной адаптации надо более тщательно – заблаговременно пройти обследование и специальную терапию.
– В процессе подготовки к школе важны ритуалы вхождения в новый формат жизни – совместная покупка формы и школьных принадлежностей, ритуалы обсуждения прошедшего дня и т.д., – отметила руководитель отдела психолого-педагогической коррекции и социальной реабилитации Центра профилактики, реабилитации и коррекции Марина Бочило. – Психологическая готовность ребенка к школе не в том, что он умеет читать и писать, а в принятии роли «я – ученик».
Она призвала и педагогов, и родителей более терпимо подходить к оцениванию детей в этот период, не устраивать проверочные и контрольные работы, не ставить отрицательные отметки. За эти две недели до начала учебного года нужно успеть подготовить ребят морально.
О «синдроме 7 сентября», когда праздник заканчивается и начинаются школьные будни, рассказала отметила доцент кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института Иркутского государственного университета Виктория Рерке. Она отметила, что психологическая поддержка детей в этот период лежит в первую очередь на родителях, поскольку они имеют больше возможностей наблюдать за эмоциональным состоянием ребенка, разговаривать с ним и своевременно реагировать. Родителям важно поддерживать учебную мотивацию (эмоциональными, установочными, целеполагающими методами), но в то же время и уметь чувствовать даже то, о чем ребенок промолчал.
Марина Бочило, поддержав коллегу, отметила, что разговор с ребенком нужно строить не формально, но втягивать его в обсуждение, раскрывая нюансы школьных событий. Так создается диалог между ребенком и родителем, который способен снять напряжение.
Педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи подчеркнула, что родителям, которые умеют разбираться в своих эмоциях, гораздо проще понять и уловить эмоциональное состояние ребенка. К сожалению, сегодня не каждый взрослый способен отличить стыд от вины. Им на помощь могут прийти центры психологии и медиации, где ребенка научат различать, где он зол, где расстроен, а где разгневан. Она посоветовала родителям в период, когда ребенок входит в новый для него формат режима, дисциплины и ответственности, не стараться подогнать его под стандарты, забирать игрушки, заставлять писать прописи. Важно позволять ему проявлять себя в привычных форматах и всячески поддерживать.
Необходима поддержка и средним школьникам – подросткам, переживающим параллельно гормональный возрастной стресс. К ним тоже нужен более гибкий подход. Как отметила Марина Хорошун, подростки с неврозами поступают в клинику, как правило, после третьей четверти, когда накапливается груз ответственности и задачи предстоящих итоговых испытаний. Родителям важно понимать, что в этот период ребенок сам ищет ответы, отвергает авторитеты, переживает внутренние противоречия и это нормальный этап взросления. Его надо принять. Ожидания родителей должны соответствовать реальным способностям ребенка. Иначе неврозы приведут к заболеваниям дыхательной, нервной, эндокринной и других систем организма. «Меньше критики – больше помощи. А если родители не справляются, надо обращаться к специалистам», – резюмировала Марина Хорошун.
Участники пресс-конференции обратили внимание на то, что психологическая поддержка нужна и педагогам. Центр профилактики, реабилитации и коррекции проводит тренинги по стрессоустойчивости для учителей. Школьное обучение, впрочем, как и любая другая деятельность создает эмоциональные состояния, вызывающие стресс и ведущие к неврозам. «У нас у всех есть ресурсы, наша задача их инвентаризировать и грамотно применять. Но стресс лучше профилактировать, нежели потом длительно лечить», – заключила Виктория Рерке.