Охоту на медведя в Иркутской области предлагают сделать круглогодичной
В Иркутской области численность медведей превышает нормативную в 2,5 раза, животные часто угрожают жизни и безопасности людей. При этом очень мало желающих охотиться на косолапых, ведь шкура и мясо не востребованы, а расходы большие. Об этом шла речь на пресс-конференции на тему «Осторожно! Медведи!», которая состоялась 14 августа 2020 года в пресс-центре газеты «Областная».
– Численность медведей в Иркутской области составляет около 18 тыс. особей. При норме, рассчитанной научным сообществом, на нашей территории оптимально, без негативного воздействия на популяцию других диких животных, могут обитать 8-9 тыс. бурых медведей. Между тем в этом году число случаев выхода к людям меньше, чем обычно. Это связано с ограничениями, введенными в связи с пандемией COVID-19 – турбазы были значительную часть лета закрыты, детские лагеря так и не заработали, – об этом рассказал временно замещающий должность заместителя министра лесного комплекса Иркутской области Степан Пересыпкин. – Медведи в мае-июле, после зимней спячки, выходят к оздоровительным лагерям и турбазам, палаткам туристов на побережье Байкала, привлеченные запахами еды и пищевых отходов. С этим же связан и выход к населенным пунктам, которые к лету пополняются дачниками, растет количество свалок и пищевых отходов. Эта проблема наиболее характерна для лесных Усть-Илимского, Братского, Усть-Кутского, Нижнеилимского районов. Вопрос регулирования численности решается так: глава поселения должен обратиться в министерство лесного комплекса, которое направляет в территорию своего инспектора, и в случае, если информация об угрозе жизни и здоровью подтверждается, в первые же сутки, если медведь агрессивный, принимается решение о выдаче разрешения на отстрел охотпользователю (в случае, когда медведь обитает в охотничьих угодьях), либо привлекается Росгвардия, если зверь зашел на территорию населенного пункта. Если можно отогнать медведя в лес, предпринимаются все усилия, чтобы это сделать.
В территориях, подведомственных ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», по словам научного сотрудника отдела науки Татьяны Десятовой, численность медведя высокая, но резких скачков ее роста нет, регулируется она естественными причинами. После неурожая дикоросов в тайге рождается меньше медвежат. В Байкало-Ленском заповеднике численность оценивают в 100 особей, на территории Прибайкальского национального парка – около 60 (один зверь на 10 кв. м). Наиболее крупная численность – на Берегу бурых медведей.
Директор института управления природными ресурсами – факультета охотоведения им. В.Н. Скалона ИРГАУ им. А.А. Ежевского Виктор Саловаров считает, что для решения проблемы выхода медведя к людям необходимо ограничивать объемы пищевых отходов вблизи населенных пунктов и менять законодательство, разрешив круглогодичную охоту. Сейчас охотничий сезон разрешен с апреля по июнь и с августа по ноябрь. Изменив законодательство, можно существенно снизить число тех медведей, которые не боятся выходить к людям. Как правило, это особи, ставшие изгоями в своих местах обитания (слабые, старые, изгнанные более сильными самцами). Пока же ситуация складывается так, что люди приучают медведя к легкой добыче пищи, и он теряет страх перед человеком.
– Аналогичная ситуация складывается и с волками, – продолжает Степан Пересыпкин, – бесконтрольный выпас скота провоцирует хищников на нападение. В естественной природе ни медведь, ни волк не нападут на человека, чтобы задрать его. Они либо охраняют свою добычу, либо потомство. Поэтому категорически нельзя приближаться и к медвежатам, медведица сочтет это актом агрессии и кинется на защиту.
– Чтобы избежать нападения хищника, – посоветовала Татьяна Десятова, – нужно не только держаться подальше от их добычи и потомства, но и держаться в лесу более открытых пространств, троп и лесных дорог, не забираться в заросли. Увидев зверя, необходимо обозначить себя голосом, вскинуть руки вверх, поднять над головой рюкзак, плащ, чтобы зрительно увеличить свои размеры, дать ему понять, что он замечен (медведь может напасть от неожиданности). Хорошо издавать резкие звуки (если в руках есть котелок, другие металлические предметы – постучать, если большая компания – покричать), также медведь реагирует на мужской низкий голос, в этом случае он может удалиться. Необходимо ретироваться и при виде медвежат, чтобы не оказаться между ними и медведицей. Если же расстояние критическое, хорошо иметь при себе источник огня (петарды, перцовые баллоны для отпугивания животных). Бежать от зверя тоже нельзя, необходимо медленно отступать на безопасное расстояние, бросить рюкзак с едой, чтобы отвлечь его.
Спикеры отметили, что добыча медведя становится невыгодной для охотников. Кроме того, на добычу медведя самый высокий налог – он составляет 3 тыс. рублей (к примеру, стоимость охоты на изюбря – всего 1,5 тыс. рублей). Не так много у нас и охотников, обладающих нужными профессиональными навыками. Кроме того, законодательством ограничен срок охоты до 30 ноября, в то время как традиционно в Сибири всегда охотились на медведя зимой «на берлоге». «Ее не запретили, но сокращение сроков охоты ограничило такую возможность, – подчеркнул Степан Пересыпкин. – Сегодня в среднем добывается 20-30 особей в год. В прошлом году из 22 лицензий, выданных на регулирование численности, были реализованы лишь две».
Виктор Саловаров отметил, что действующее законодательство через 50 лет может привести к тому, что популяция медведей существенно возрастет, а добывать медведя будет некому. По его словам, нужно изменить ситуацию и с подготовкой специалистов, и с организацией самой охоты на хищников.
Достаточно эффективный способ защиты населенных пунктов от медведей – установка электроизгородей. Как отметила Татьяна Десятова, сейчас рассматривают вопрос ее установки в районе кладбища порта Байкал.