Говорящие куклы помогут детям выучить бурятский язык
Интерактивная бурятская азбука, говорящие куклы и поющий микрофон – все это ждет в новом учебном году воспитанников детских садов и учащихся гимназии-интерната в Усть-Ордынском Бурятском округе.
Национальный алфавит
Детский сад «Родничок» в поселке Усть-Ордынский, как большинство дошкольных учреждений региона, закрыт на карантин. Несколько малышей пригласили специально, чтобы вручить необычные подарки.
– Сайн байна! Минии нэрэ Дашима. Ши хэн гээд нэрэтээш? (Здравствуй! Меня зовут Дашима. А как тебя зовут?) – на бурятском языке приветствует ребятишек нарядная кукла.
– Би София, – запнувшись от неожиданности, отвечает черноглазая девчушка.
Кукла спрашивает, сколько лет детям, умеют ли они рисовать, нравится ли им танцевать… Ребятишки на полном серьезе вступают с ней в диалог, а Дашима принимается рассказывать стихи и петь песенки. Дети, услышав знакомый мотив, начинают подпевать кукле, а помогает им в этом музыкальный микрофон, напичканный множеством веселых мелодий.
Интерактивная азбука «Буряад алфавит» – еще один подарок, который привезли малышам. Она тоже удивительная, потому что также умеет «говорить». На ней изображены цифры и рисунки, обозначающие буквы. Нажмешь правильно картинку, которая обозначает букву – похвалит, ошибешься – попросит подумать еще.
Новейшие учебные пособия для детей УОБО приобретаются по областной программе, которая была принята для сохранения, развития и популяризации бурятского языка.
В «Родничок» ходят дети не только бурятской национальности, поэтому кукольную бурятскую речь слушают и темноглазые коренные местные жители, и голубоглазые блондины-славяне. При этом с самых азов учат язык и те, и другие.
В семье пятилетнего Игната Арбадоева на бурятском языке разговаривают только бабушки и дедушки, но желание выучить его у мальчугана огромное.
– Ты знаешь свой родной язык? Тебе было понятно, о чем спрашивала Дашима? – интересуется у ребенка и.о. заместителя губернатора, руководитель администрации УОБО Анатолий Прокопьев. – Не все, но кое-что понял. Я начал изучать бурятский язык только в прошлом году. Сначала нас учили здороваться и прощаться, потом названиям домашних животных, после – диких животных, а потом – бац – начался карантин, и я все забыл. Сейчас в садик снова пойду и буду вспоминать.
«Вспоминать» родную речь Игнату придется с удвоенной силой, ведь в этом году занятий станет больше. Заведующая Светлана Халбаева рассказала, что в их детском саду бурятский язык дети начали изучать с 2019 года по дополнительной программе «Мой родной язык». Рассчитана она на детей от четырех до семи лет. Занятия проходят по два часа дважды в неделю как в группах, так и индивидуально. Для этого даже открыли специальный учебный кабинет.
В феврале впервые провели празднование Сагаалгана. Малыши вместе с родителями, бабушками и дедушками готовили к бурятскому Новому году костюмы, участвовали в мастер-классе по изготовлению миниатюрных юрт и сувениров, лепке поз. Танцевали ёхор, пели песни и рассказывали стихи на бурятском языке. В ближайшее время собираются создать фольклорный кружок и театральную студию, где ребятишки будут углубленно знакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями бурятского народа.
Играть и учиться
– Принятая правительством Иркутской области программа по сохранению и развитию бурятского языка рассчитана до 2024 года, – говорит Анатолий Прокопьев. – В нее заложено финансирование на проведение семинаров, конкурсов и, что немаловажно, на приобретение учебных пособий. Изучение родного языка именно в детском саду – это ступенька подготовки к школе. Интерактивные комплексы позволят детям изучать родной язык в игровой форме, учиться понимать речь, отвечать на вопросы, проигрывая различные бытовые ситуации.
Необычные куклы, которые привезли малышам, сделаны вручную в городе Улан-Удэ по индивидуальному заказу. «Разговаривают» они на диалекте прибайкальских бурят, одеты в их национальные костюмы. Все детали нарядов соблюдены до мелочей, начиная от пошива головного убора до миниатюрных унтиков, украшенных бурятским орнаментом. А значит, с игрушкой можно будет не только вести беседу, но и изучать на ее примере элементы народного костюма.
В сентябре такие интерактивные игрушки поступят во все 49 дошкольных учреждений УОБО, где изучают родной язык и культуру. А в детском саду «Родничок» с ними будут играть также дети с ограниченными возможностями здоровья.
– Для ребятишек с ДЦП и другими серьезными врожденными заболеваниями в этом году мы сделали лекотеку. В ней есть оборудования для занятий пескотерапией, развития мелкой моторики, ручные и ножные тренажеры, специальные кресла, – пояснила Светлана Халбаева. – С детьми по три часа в день работают дефектолог, психолог, учитель-логопед, также ведется лечебная физкультура.
Благодаря тесному сотрудничеству с комплексным центром социального обслуживания населения «Родничок» получил в безвозмездное пользование детское инвалидное кресло для детей с ДЦП, а также возможность подвоза детей-инвалидов для занятий в детский сад.
Чудо-гимназия
В школы округа тоже поступят пособия по изучению бурятского языка. В прошлом году были изданы комплекты для первоклассников, а в этом – для школьников второго класса. 1,5 тыс. рабочих тетрадей, книг и методичек распространят в 77 образовательных учреждениях УОБО, а также в школах села Одинск Ангарского городского округа и Ольхонском районе. Получат их и в новой гимназии-интернате поселка Усть-Ордынский, которая готовится впервые распахнуть свои двери.
Когда-то просторное светлое здание предназначалось для детского дома, однако учреждение такого типа оказалось невостребованным. В этом учебном году по поручению врио губернатора Игоря Кобзева его перепрофилировали в гимназию-интернат.
Текущий ремонт завершен. За счет областной казны приобретают учебное оборудование и мебель. Учиться в новой гимназии будут 280 человек, включая 64 иногородних ребятишек.
По словам директора Жанны Буянтуевой, полностью укомплектованы класс-комплекты с первого по седьмой класс и десятый. Зачислены дети из всех шести районов УОБО, Иркутска, Иркутского района, есть школьники из Республики Бурятия и даже один ученик из Республики Саха (Якутия).
– Прием в гимназию ведется на основе конкурса, – отмечает директор. – В начальные классы – это беседы с психологом, а в средние и старшие классы – по оценкам за предыдущие годы и портфолио. К нам придут учиться практически отличники. Мы рады, что таких талантливых учеников станут обучать не менее талантливые преподаватели.
Средний возраст педагогов, говорит Жанна Баянтуева, – 32 года. Это учителя из школ УОБО, Иркутска и даже Москвы.
– Я уже знаю всех своих учеников, – рассказывает Ирина Дмитриева, которая будет вести уроки во втором классе. – Мой педагогический стаж – 25 лет. До этого преподавала в Усть-Ордынской начальной школе. Пригласили сюда, и я охотно согласилась. Здесь совершенно новый подход, все новое. К тому же мне всегда очень хотелось, чтобы дети изучали родной язык. В гимназии уроки будут проводиться билингвально – одновременно на русском и бурятском языках. Сейчас учусь бурятскому литературному языку и изучаю бурятскую литературу, разговорным владею неплохо.
Со второго класса обязательным предметом для гимназистов станет английский язык, а с пятого – китайский. Кроме того, здесь откроется ресурсный центр, который будет методическим для педагогов бурятского языка, и художественно-эстетический центр со студиями танца, вокала, фольклора и спортивными секциями. Также планируют создать оркестр народных инструментов, для которого уже заказали бурятские инструменты: чанзу, иочин, лимбэ и морин-хуры.
– Я специально приехала, чтобы написать заявление о приеме в гимназию своего сына Артема, – рассказывает Галина Буинова. – Он пойдет в пятый класс, ему 10 лет. Сами мы из поселка Нагалык Баяндаевского района, но, узнав, что открывается такая замечательная школа, решили перевести его сюда. Условия для иногородних просто отличные. Пятиразовое питание, в интернате новая мебель! 60 километров от дома – это, конечно, далековато, но сын сам очень хочет здесь учиться. Привозить мы могли бы его сами, а в субботу после уроков забирать домой. Переживаю вот только, примут его или нет, говорят, что пятиклассников уже всех набрали!