Как пережить сентябрьский стресс
Впереди 1 сентября, а с ним и стрессы, связанные с началом учебы. Как преодолеть психологический дискомфорт в этот период, рассказали психологи и врачи Иркутской областной детской клинической больницы.
Страдают все
– Ситуация с пандемией несколько сгладит сентябрьский стресс в этом году, – считает медицинский психолог, заведующая центром психотерапевтической помощи детям Иркутской областной детской клинической больницы Марина Хорошун. – От долгого пребывания дома у детей накопилась усталость, появилось желание встретиться с одноклассниками, у педагогов – с коллегами, детьми.
Тем не менее специалисты советуют родителям наблюдать за поведением детей. Симптомы, которые должны насторожить: возбужденное состояние или, наоборот, заторможенность, запоздалые реакции на те или иные обстоятельства, нарушение сна, отсутствие аппетита. Это сигнал к тому, что с ребенком что-то происходит.
Если малыш идет в первый класс или меняет школу, он может переживать о том, какими будут его одноклассники, получится ли с ними подружиться, полюбит ли его учитель? Нужно побеседовать об этом с ребенком.
– И потише с эмоциями, – советует Марина Хорошун. – Если вы знаете, что ваш ребенок тревожный сам по себе, не нагнетайте ситуацию перед 1 сентября. Часто бывает, что на маленького человека с пожеланиями и поздравлениями обрушиваются не только родители, но и бабушки, дедушки, тети, дяди. Груз ответственности начинает возрастать. Ожидания взрослых порой не оправдываются.
Кому грозит школьный невроз?
Школьные неврозы обычно случаются после первой четверти во время каникул. Родители начинают замечать изменения физиологического состояния ребенка: снижается аппетит, возникает утренняя тошнота, головные боли, головокружения.
Ситуация может повторяться, а симптомы закрепляться. Соматика здесь встает на защиту психологического состояния, поскольку долго жить в эмоциональном напряжении ребенок не может. Организм начинает ему помогать. Симптомы школьных неврозов могут сохраняться до полугода, а порой, при стрессовой ситуации, напоминать себе и во взрослом возрасте.
Невролог иркутской областной детской клинической больницы Ирина Петрова подчеркивает, что универсального лечения нет. Препараты в каждом конкретном случае подбираются индивидуально. Предотвратить диагноз позволит внимательное отношение к маленькому члену семьи. Еще до начала учебного года надо наладить режим сна и бодрствования. Настроиться на учебу помогут такие ритуалы, как покупка канцелярии, одежды и обуви. Придя из школы, ребенок должен отдохнуть, а уже потом приступать к выполнению домашнего задания. Нужно ограничить просмотр телевизора, время нахождения у компьютера, пользования телефоном. Если неврологические нарушения уже есть, то перед учебой пройдите обследование и специальную терапию.
Более старшие дети не нервничают по поводу начала учебного года. Они охотно пойдут 1 сентября в школу, чтобы посмотреть на других и себя показать. Проблемы возникают позже, перед четвертой четвертью. Накапливается груз ответственности, возникают переживания по поводу результатов обучения. Школьные педагоги и родители просят их не подвести. На эти переживания накладываются особенности возраста, ведь организм готовится ко взрослой жизни. Большая школьная нагрузка в этот период может привести к заболеваниям дыхательной, нервной, эндокринной систем.
Что делали на перемене?
– Если в семье принято разговаривать за ужином, обедом, обсуждать, как прошел день, до поликлиники дело не дойдет, – уверена руководитель отдела психолого-педагогической коррекции и социальной реабилитации Центра профилактики, реабилитации и коррекции Марина Бочило. – И здесь важно уметь задавать вопросы. Если мама каждый день, встречая ребенка после школы, спрашивает, как у него дела, то она, скорее всего, получит ответ «нормально». Мама удовлетворена, идет на кухню готовить ужин. А что значит нормально? Формальные вопросы никому не нужны. Проявите заинтересованность. Спросите, что было на втором уроке? Что делали на перемене? Как вел себя тот или иной одноклассник, как на это отреагировал учитель? Тогда ребенок постепенно начинает раскрываться и отвечать.
– В школе и дома детям постоянно говорят о необходимости соблюдения правил. Дисциплина – это замечательно, но покажите ребенку, что вы его любите просто так. Это лучшая профилактика стресса, – убеждена доцент кафедры социальной педагогики и психологии педагогического института Иркутского государственного университета Виктория Рерке.
Сундучок радости
– У нас принято говорить о детском стрессе, связанном с началом учебы. Но стресс в сентябре испытывают и родители, потому что им нужно в этот непростой период ребенка поддержать. Испытывают стресс и учителя. Позади отпуск, в сентябре им нужно включиться в другой режим, оперативно решать рабочие вопросы, – отмечает Виктория Рерке.
Центр профилактики, реабилитации и коррекции разработал программы по стрессоустойчивости для учителей. Среди приемов, помогающих снять напряжение, – воспоминание о трех положительных событиях в жизни, которые произошли с вами в последнее время. Не мешает иметь учителю, да и каждому из нас, «сумочку или сундучок радости», в которые можно положить шоколадку, камушек с поездки на море, фотографию, которую хочется рассматривать снова и снова. Это поможет снять напряжение в трудный момент. Специалисты уверены, что у всех нас есть ресурсы, важно ими пользоваться в трудные моменты.