Питерские скульпторы победили в Свирском фестивале
Ожившие герои
Здесь смешались все исторические эпохи. Вот идет в атаку солдат Первой мировой, неподалеку играет на гармони веселый Теркин, а рядом заряжает ядром пушку участник Бородинской битвы. И пусть эти военные сражения разделяют века или десятилетия, их связывает главное – подвиг солдата. В Год Памяти и Славы жители Свирска посвятили свой фестиваль бетонной скульптуры «ТвориМир» защитникам Отечества.
Его участниками стали 12 команд из разных городов России. Кроме мастеров Иркутской области, в Свирск съехались скульпторы из Екатеринбурга и Ижевска, Перми, Санкт-Петербурга и Нарьян-Мара, Москвы и Нижнего Тагила. Организаторы признались, что сами не ожидали увидеть такого географического разнообразия и столь маститых авторов в своем городе.
– Видно, все звезды сложились, – радуется заведующая домом культуры «Русь» Елена Твердохлебова. – Из-за карантина мастера затосковали, ведь многие конкурсы и фестивали в стране отменили. Мы же решили свой провести. Скульпторы работают на улице, на достаточном расстоянии друг от друга. Да и наших свирчан хочется порадовать. Тема фестиваля показалась всем очень интересной. Такой простор для фантазии!
Совсем как в фильме
Кому-то выбор сюжета подсказали литературные произведения, кто-то впечатлился фронтовой летописью, а некоторые – семейными воспоминаниями и лично пережитыми эмоциями.
– Мы решили сделать скульптуру Василия Чапаева, – рассказывают Иван и Елена Смирновы, участники из Перми. – Это тема Гражданской войны, которая коснулась и Сибири. Персонаж – любимый народом, хорошо узнаваемый. О Чапаеве написаны книги, сняты художественные фильмы. Это человек беспримерного мужества. Кавалер трех Георгиевских крестов и Георгиевской медали. После Октябрьской революции воевал с выступившими против Советской власти уральскими казаками и чешскими легионерами. А у вас, насколько известно, тоже велись ожесточенные бои с колчаковцами. Изобразить знаменитого полководца мы решили на лихом коне с шашкой наголо и в развевающейся бурке. Совсем как в фильме, когда он спрашивает Фурманова перед наступлением: «Где должен быть командир?»
Композицию выбрали сложную. Лошадь слепили практически в натуральную величину, фигуру полководца – тоже. Пришлось применить и инженерные знания.
– Мы уже в третий раз на фестивале в Свирске, поэтому стараемся постоянно расти профессионально, к тому же экспериментируем, – поясняет мастер. – По эскизу опора у лошади должна быть на три ноги, но для придания большего движения решили сделать на две, а это оказалось непросто. Одна задняя нога у лошади цельная, из бетона, потому что верх будет тянуть, и требовалось правильно рассчитать центр тяжести. Вторая – пустая, поскольку на нее давит накидка. Поэкспериментируем и в покраске – хотим изобразить патину, чтобы памятник казался старинным, с зеленоватым отливом.
Учитель и десантник
Гости из Санкт-Петербурга Василиса Карпова и Андрей Афанасьев изготавливают скульптуру «Учитель блокадного Ленинграда».
– Тема эта мне очень близка, – признается Василиса. – Я сама коренная петербурженка, моя бабушка Раиса Серафимовна пережила блокаду. Она 1932 года рождения. Ей не было и десяти, когда Ленинград взяли в кольцо фашисты. От голода умерла ее старшая 14-летняя сестра. Почему выбрали именно образ учителя? Я сама закончила педагогический, университет им. Герцена, моя мама – педагог, она преподает в вузе. Убеждена: Ленинград в те страшные годы не превратился в стадо голодных зверей благодаря учителям и врачам.
По замыслу авторов, эта скульптурная композиция демонстрирует обломки города, на которых стоит фигурная группа. В центре – молодая учительница, к ногам ее жмутся несчастные ребятишки. Все движения сходятся на педагоге, ведь на ней лежит ответственность за детские жизни. Оконную арку, на фоне которой размещены фигуры, можно расценить и как крест, и как окно в большой мир. Это символ и надежды, и страшной доли, которая выпала блокадникам.
Свирчане Роман и Екатерина Веснины – победители прошлогоднего конкурса «ТвориМир» – работают над скульптурой, посвященной воинам-интернационалистам. Такой выбор был сделан вполне осознанно. Роман – участник Чеченской кампании 1996 года. Молоденькому солдату-срочнику в то время пришлось сражаться в городе Грозный. Вспоминать о пережитом до сих пор тяжело. Но всю боль, всю трагедию того страшного времени он постарался выразить в работе. Роман с женой изобразили сидящего на скамье седовласого молодого десантника, который держит в руках гитару. Он только что спел любимую песню и теперь невидящим взглядом смотрит в прошлое. Рядом лежит смятый берет. У ног – цветы и свеча, которые он собирается положить на могилу погибших товарищей.
– Эта работа – и память о моих друзьях, и напоминание: в любое время война – самое страшное, что только может произойти. Всегда есть погибшие, молодые, загубленные жизни, – делится скульптор.
Это как будто мой сын…
Идея изобразить Бородинское сражение, рассказывает Наталья Белобородова, еще один автор из Перми, тоже продиктована личным отношением к войне:
– Неслучайно мы взяли эпиграфом к своей работе целое четверостишие: «Что тут хитрить – пожалуй к бою. Уж мы пойдем ломить стеною. Уж постоим мы головою за Родину свою!» Все это глубоко трогает. Может, когда ты моложе, не очень понимаешь, насколько велик подвиг простого солдата. Я мать, у меня взрослый сын. Все, что касается любой войны, – очень тяжело, и неважно, в каком веке и в какое время она происходит. Каждый человек, который гибнет на войне, – это как будто мой сын. Я делаю эту работу не просто так и не как попало, а вкладывая душу.
Работает Наталья не одна, а в паре с земляком Константином Сиряченко.
– В Перми есть академия художеств, которая выпускает скульпторов, живописцев, специалистов декоративно-прикладного искусства, – продолжает она. – В Свирск я приехала впервые, но в Иркутской области далеко не в первый раз. Девять раз участвовала в фестивале «Лукоморье» в Савватеевке. После карантина этот фестиваль у меня третий. В конце июля работала по дереву в Пермском крае, потом поехали в Удмуртию. Костя работал по металлу, я – снова по дереву, а оттуда, не заезжая домой, приехали сюда. Думала, будет очень сложно, не хватит сил. Нет, такая радость от встречи с людьми, от общения, такое кипение жизни! Все прежние опасения по поводу здоровья просто растворились.
Известный мастер из Тельмы Иван Зуев трудится над образом ветерана Великой Отечественной.
– В моей семье воевали два деда. Один погиб, второй вернулся, мамин отец, Иван Георгиевич Сечкин. Прошел всю войну, дошел до Берлина. Его в возрасте 44 лет не стало, я родился уже после его смерти. О нем мне рассказывала бабушка. Меня и назвали в его честь Иваном, – делится скульптор. – Я помню, как пионерами мы ходили к ветеранам домой. Тогда их еще было много. Кто дрова колол, кто снег убирал. Вспоминаю, как стояли у Вечного огня в День Победы. Это было так почетно. Я очень старался, поэтому меня выбирали часто.
Чтобы воспитывать патриотические чувства у нынешней молодежи, на конкурс Иван взял юных помощников. Татьяне Зарубиной, например, всего 18. Ей мастер доверил выполнение самых мельчайших деталей: эмблем на погонах, швов на пиджаке, пуговиц, лацканов…
Девушка училась в художественной школе. Сейчас она студентка Усольского техникума сферы обслуживания, будет парикмахером.
– Парикмахеры же кропотливость в работе любят, вот пусть и развивает мелкую моторику, – придирчиво рассматривает сделанную работу Иван.
Подвиг Вальки
«Тринадцатилетний капитан. Сквозь огненный шторм» – работа Марии Соловатовой из Ижевска и Льва Брюханова из Подмосковного Богородского.
– В знаменитой богородской резьбе всегда придается большое значение деталям, поэтому у мальчика так проработано лицо. Все эмоции можно буквально ощутить, а не просто увидеть, – хвалит своего напарника Мария. – Я же предложила эскиз. Случайно прочитала в интернете о Вальке Лялине – юном герое. Эта потрясающая история настолько меня вдохновила, что я уговорила Льва сделать его скульптуру.
Подвиг Валерия Лялина – Вальки, как называли его однополчане, действительно удивителен. К середине войны мальчишка остался полным сиротой. Мать погибла во время авиационного налета, отца, командира, убили на фронте. Весной 1943-го паренек одиноко скитался в порту города Батуми, пока не встретился с капитаном торпедного катера Андреем Черенцовым. С трудом уговорил взять к себе на судно. Капитан хотел при первой же возможности устроить Валерку в школу юнг и даже не предполагал, что совсем скоро будет обязан жизнью этому 13-летнему мальчишке. Моряки получили задание освободить от опасного заграждения порт в Новороссийске. Выполнив приказ, возвращаясь обратно, попали под шквальный обстрел противника. Один из моторов катера был поврежден осколком снаряда, порвало маслопровод. Судно потеряло управление. Очередной взрыв – и второй мотор вышел из строя. Капитан ранен, большая часть команды погибла, снаряды рвутся без перерыва. И тут управление на себя берет юный Валерка. Отремонтировал маслопровод, а после встал у штурвала. Он мог вращать его лишь налегая всем телом, а чтобы видеть направление движения, ему пришлось встать на несколько ящиков. Несмотря на невероятную боль в руках и нечеловеческую усталость, герой довел катер до порта. За этот подвиг Валерия Лялина хотели представить к званию Героя Советского Союза. Помешал юный возраст, поэтому наградили орденом Красной Звезды. После за участие в Великой Отечественной Валерий Лялин заслужил еще четыре боевых награды.
– Чтобы композиция получилась художественной, требовалось визуализировать шторм, – раскрывает тонкости рабочего процесса Мария. – Решили изобразить волну в виде чайки и одновременно в виде крыльев этого мальчика, ведь этот подвиг – полет его души. Сделали еще брызги. Придумали новую технологию. Лепили отдельно все эти шарики, потом нам захотелось придать им легкость, воздушность. Начали высверливать в них дырочки, экспериментировать с краской. Потом каждый шарик приваривали к готовой волне отдельно…
«Бронза» фестиваля бетонной скульптуры досталась Валерию Баталову из Свердловской области за работу «Василий Теркин». Скульптуре «Тринадцатилетний капитан» присудили второе место. Приз зрительских симпатий заслужили Иван и Елена Смирновы за скульптуру Чапаева. А победу завоевал дуэт из Санкт-Петербурга. Их работу «Учитель блокадного Ленинграда» решили установить на территории Свирской школы № 1. Эта школа – старейшая в городе, нынче ей исполняется 80 лет. В годы Великой Отечественной в ней размещался эвакогоспиталь. Сейчас школа – центр военно-патриотического воспитания. Здесь организовали первый в городе кадетский класс, создали музей боевой и трудовой славы.