Главный пекарь Иркутска отмечает юбилей

«КаСеС» – звучит гордо

Сергей Семенович Каракич – председатель Совета директоров ЗАО «Иркутский хлебозавод», заслуженный работник пищевой индустрии РФ, почетный пекарь России. Родился 3 сентября 1950 года. По образованию – инженер. Окончив техникум, некоторое время работал токарем. В армии служил электриком реакторного отсека на подводной лодке на Тихоокеанском флоте, после чего поступил на энергетический факультет Иркутского политехнического института.

После окончания вуза работал в монтажном управлении треста «ВостокСибЭлектромонтаж», механиком на Хайтинском заводе, экспертом Иркутского бюро товарных экспертиз Торгово-промышленной палаты СССР. С июня 1980 года Сергей Каракич – на Иркутском хлебозаводе, сначала – главным инженером, с 1985 года – генеральным директором, сейчас – председатель Совета директоров ЗАО «Иркутский хлебозавод».

Завтра главный пекарь Иркутска отмечает свой юбилей. А в июне он праздновал еще одну знаменательную дату – 40 лет работы на родном предприятии, а это больше половины жизни. И значит, рассматривать его фигуру, масштаб личности отдельно от Иркутского хлебозавода, с одной стороны, нелогично, а с другой – попросту нечестно. Ведь кто знает, где было бы сейчас это одно из ведущих пищевых предприятий региона, если бы не характер и хозяйская смекалка его руководителя, сумевшего в далекие 90-е не только удержать завод на плаву, но и вывести в лидеры хлебопекарного дела.

 

Завод и человек

Созданный в 1936 году, Иркутский хлебозавод вошел в состав Восточно-Сибирского треста «Промхлебопечения» Наркомпищепрома РСФСР, став одним из наиболее крупных предприятий хлебопекарной промышленности, как по выпуску готовой продукции, так и по количеству занятых на нем рабочих. Новейшая же история Иркутского хлебозавода, как, впрочем, и всего хлебопекарного дела в Иркутске, началась с приходом в отрасль этого человека. Недаром его имя стало торговой маркой предприятия – «КаСеС», что означает Каракич Сергей Семенович.

Основные итоги реконструкции 1986–1989 годов:

– демонтировано 7 кирпичных печей, работавших на жидком мазуте;

– развернут на 90 градусов фронт печей и установлено 12 новых электропечей Ш2 ХПА-25 в два яруса;

– усовершенствована технологическая схема приготовления теста;

– установлено шесть комплексно-механизированных тесторазделочных линий.

В сентябре 1985 года, практически сразу после того, как генеральным директором предприятия стал Сергей Каракич, были рассмотрены и одобрены на совещании в управлении хлебопекарной промышленности Министерства пищевой промышленности СССР материалы, обосновывающие реконструкцию Иркутского хлебозавода.

1986 год можно считать годом начала последней советской реконструкции хлебозавода. В этом же году с использованием нового оборудования было освоено семь новых видов изделий, пять – хлебобулочных и два – кондитерских. В 1988–1989 годы строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по реконструкции вступили в завершающий этап. Иркутским экспериментальным механическим заводом была изготовлена технологическая линия по выработке хлеба. Практически готов был новый производственный корпус и трансформаторная подстанция. Основательно была реконструирована система водоснабжения, очистки сточных вод, канализации, теплоснабжения.

Во все время капитальных работ завод практически ни разу не останавливался и не снижал выпуск продукции. 30 июня 1989 года государственная приемочная комиссия, назначенная Министерством хлебопродуктов РСФСР, приняла акт о вводе в постоянную эксплуатацию реконструированного объекта – Хлебозавода № 1 Иркутского хлебокомбината.

В результате был ликвидирован тяжелый физический труд, прекратились вредные выбросы в атмосферу, значительно улучшилась экологическая и санитарная обстановка на предприятии и в прилегающих территориях, стабилизировалось качество продукции, снизилась себестоимость продукции и увеличилась прибыль. Механизация процессов позволила сократить персонал на 60%. Но постоянные рабочие от этого нисколько не пострадали. Просто на предприятие больше не надо было приглашать рабочих со стороны. Остались только настоящие профессионалы. И главный среди них – Сергей Каракич.

 

Начало

Путь в профессию хлебопека был для Каракича непростым. В 15 лет он стал учеником молотобойца в кузнице городка Свирск Черемховского района. Затем окончил Свирский электромеханический техникум, работал на заводе «Автоспецоборудование» токарем, мастером. В рядах Советской армии служил на атомной подводной лодке Краснознаменного Тихоокеанского флота, участвовал в учении «Океан». Тогда-то и получил первую серьезную награду – медаль «За воинскую доблесть», а также редкий даже среди подводников нагрудный знак – «За автономное плавание». Такие награды, особенно в то время, давались не зря. А потому, с честью отслужив три года на подводной лодке, Сергей Семенович считает день Военно-морского флота своим еще одним профессиональным праздником. В этом году, кстати, он отмечал его в 51-й раз.

После армии Сергей поступил в Иркутский политехнический институт. В вузе в качестве командира сводного студенческого строительного отряда, который возвел немало важных для Сибири объектов, получил еще одну серьезную медаль – «За трудовую доблесть». Уже в те годы в нем проявились лучшие качества организатора и лидера коллектива.

После окончания института работал мастером в Шелеховском монтажном управлении треста «Востокэлектромонтаж», затем – механиком на знаменитом Хайтинском фарфоровом заводе. Бесценный опыт получил Сергей Каракич, работая в системе Торгово-промышленной палаты СССР в качестве эксперта по экспортно-импортному оборудованию. Все складывалось удачно, но была одна проблема – жилищная. Решить ее предложили на Иркутском хлебозаводе, куда партия отправила Каракича буквально на «прорыв». Тогда, в июне 1980-го, он даже не сомневался, что годика через два найдет для себя более подходящее место. Но жизнь распорядилась иначе.

Механическую часть я знал, а если не знал, мог легко разобраться, поскольку уже успел поработать на Хайтинском фарфоровом заводе механиком, – рассказывает Сергей Семенович. – А вот основную часть – хлеб – я не знал. Образно говоря, был знаком с ним как с едой. Технология изготовления теста была для меня поначалу как темный лес. Стал заниматься оборудованием, автоматикой, охраной труда и техникой безопасности. И параллельно изучать производство и реализацию хлеба… Мне с самого начала пришлось нелегко. 1980 год был Олимпийским. В город приезжали различные делегации. И не додать хлеба было смерти подобно. Ситуация была напряженная и очень ответственная. В это же время директор ушел в отпуск, и я, буквально полтора месяца проработав на предприятии, остался у руля один. Страшновато было… Сложность была еще в том, что бригада в 25 человек состояла из пяти рабочих, а остальные – солдаты и привлеченные с предприятий города. А бывали моменты, когда и из них кто-то не выходил, и нужно было искать замену. А еще люльки в печи были так устроены, что при прохождении какого-то поворота они могли зацепиться одна за другую. Этот эффект назывался «забуривание». Топили так, что испарялась с хлеба вода, которая снижала температуру. А когда конвейер останавливался, тестовые заготовки не подходили, резко поднималась температура – с 220 (по норме) до 400. И вот в этот огонь, в это пламя лезли работники хлебозавода и производили «разбуривание» печи. Это страшная работа, все они подорвали себе здоровье. Спецодежда была такая: ватники, валенки, толстые ватные куртки. Завязывали лицо, оставляли щелки для глаз. Для того, чтобы руками работать, надевали толстые рукавицы, отрывали у фуфаек рукава, пришивали их к рукавицам… А сверху надевали еще фуфайки. Слесаря туда заталкивали и держали за ноги. Печки были кирпичные, инерционность высокая. Температура подскакивала моментально. Если авария случалась ночью, за слесарями я ездил сам, потому что их жены водителям просто не открывали…

Выдержать такой «напряг», не будучи фанатом своей работы, попросту невозможно. И однажды Сергей Семенович попробовал сменить место трудовой деятельности. В то время организовывали комитет профсоюзов работников агропромышленного комплекса города Иркутска. Его пригласили секретарем комитета. Но узнав об этом, первый секретарь райкома партии пригрозил исключить Каракича из ее рядов. И он остался. И никогда об этом не пожалел.

 

Сергей Семенович Каракич удостоен Почетной грамоты Законодательного Собрания Иркутской области

Награды и звания

По сей день Сергей Семенович Каракич принимает активное участие как в жизни города, так и в жизни страны, занимается благотворительностью, оказывает помощь инвалидам, школам, социальному приюту для несовершеннолетних, лечебным учреждениям, храмам. ЗАО «Иркутский хлебозавод» – активный участник всевозможных городских, областных мероприятий, празднований.

В 1999 году за успешное руководство предприятием в новых экономических условиях Сергей Каракич награжден международной наградой – медалью «Факел Бирмингама». Тогда же ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник пищевой индустрии РФ» – за заслуги в области пищевой индустрии и многолетний добросовестный труд, а позже – диплом победителя российского конкурса «Менеджер года» в номинации «Пищевая промышленность» и присуждена национальная премия им. Петра Великого, диплом «Лучший менеджер России».

Кавалер почетного знака «Общественное призвание», Сергей Семенович Каракич в числе первых был награжден наивысшей общественной наградой, подтверждающей признание его заслуг профессиональным сообществом, – ему было присвоено звание «Почетный пекарь России». В 2011 году Сергей Каракич награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Среди множества других наград есть довольно скромный почетный знак – «За достижения в области качества». Однако его Сергей Каракич ценит не меньше других, ведь качество – это главное, к чему всегда стремится его предприятие. Так много лет назад решил его руководитель.