Култукский тракт стал ровнее и безопаснее
Один из самых опасных участков трассы Р-258 «Байкал», который в народе называют «тещиным языком», ликвидирован. 28 августа был торжественно открыт его объезд. Он укоротил дорогу на три километра и сделал ее более безопасной.
Автодорога Р-258 «Байкал», проходящая по территории Иркутской области, была построена еще в 40-е годы прошлого века. Из-за горной местности с 30 по 100 км трасса изобилует крутыми поворотами и опасными спусками с перепадом высот 500 м. Здесь всегда была высокая аварийность, особенно в зимнее время. Водители нередко называют Култукский тракт «дорогой смерти», а крутой поворот почти на 180 градусов за селом Моты окрестили «тещиным языком». Как летом, так и зимой именно в этом месте машины часто уходят в кювет, нередко гибнут люди.
В последние годы федеральная трасса постепенно меняет облик, становится более комфортной и безопасной. В 2016 году был введен в эксплуатацию новый путепровод через железную дорогу на 96-м км, на самом тракте построены дополнительные полосы на подъемах, отремонтировано дорожное полотно. А с 2018 года стартовал масштабный проект по строительству объезда на участке 47–55 км, где находится опасный поворот «тещин язык».
Как рассказал заместитель начальника управления автомобильной магистрали Красноярск – Иркутск Федерального дорожного агентства («Прибайкалье») Борис Абрамченко, было с нуля построено 9,7 км дороги, что обошлось федеральному бюджету почти в 2,5 млрд рублей. Объект сложный, ведь предстояло сделать максимально прямой с небольшим уклоном участок там, где находилась гора.
– Объем земляных работ составил более 2,5 млн кубометров, из них 1,7 млн кубов – это буровзрывные работы, – отметил Борис Абрамченко. – Глубина выемок грунта достигала 40 метров, а высота насыпей – 20 метров. Чтобы обеспечить устойчивость земполотна, проектировщики предусмотрели устройство подпорных стенок из коробчатых габионов. Длина такой стенки – 250 метров. Для пропуска талых и дождевых вод на участке было построено 15 водопропускных труб общей протяженностью 631 м.
Для обеспечения безопасности дорожного движения установлено 11,2 км барьерного ограждения, 52 дорожных знака, 249 сигнальных столбиков, нанесена из термопластика дорожная разметка, а для удобства водителей предусмотрено две площадки для отдыха. На строительстве участка было задействовано более 100 единиц дорожно-строительной техники, 300 человек, два асфальтобетонных завода и три дробильно-сортировочных комплекса.
– Объект большой, очень сложный, но наш коллектив справился, – рассказал директор Иркутского филиала ЗАО «Труд» Александр Ромашко. – Много сил ушло на пробивание горы, но результат стоит того. И хотя гарантия на земляное полотно по нормативу дается на восемь лет, а на дорожное покрытие – четыре года, этот участок простоит в таком качестве гораздо дольше. Ведь дорога отсыпана буровзрывными грунтами, большей частью гранитами.
Спустя два года интенсивной работы утром 28 августа новый участок был торжественно открыт. Первой к нему прошла колонна большегрузных машин. Несмотря на сильный дождь, настроение у всех было прекрасное при виде ровной и широкой дороги в окружении красивой горной местности.
– Сегодня мы открываем новый участок дороги, который очень важен для всех, не только для жителей Иркутской области, но и для гостей из других регионов, – поздравил участников церемонии врио губернатора Игорь Кобзев. – Трасса обеспечивает транспортные связи между населенными пунктами Иркутской области и Республики Бурятия, а также транзитные связи Восточной Сибири и Дальнего Востока. Здесь проходят автомобильные потоки в Китай и Монголию, интенсивность движения с каждым годом повышается. Новый участок дороги увеличит пропускную способность с 5 тыс. до 8 тыс. и более машин в сутки.
Спикер Законодательного Собрания Александр Ведерников поблагодарил дорожников за проделанную работу, также подчеркнув стратегическое значение обновленного участка Култукского тракта:
– Новый долгожданный участок – это безопасные и комфортные 10 километров, которые сберегут нервы всем водителям, особенно большегрузов. Увеличение пропускной способности повлияет на экономическое развитие территорий, а сокращение времени в пути позволит снизить себестоимость доставки грузов.
«Тещин язык» в течение ближайшего месяца будет полностью рекультивирован – дорогу срежут и на ее месте посадят деревья. По словам начальника Упрдор «Прибайкалье» Николая Рейнета, этот проект – первый шаг к ликвидации крутых поворотов, ненормативных спусков и подъемов на трассе «Байкал». Уже осенью текущего года начнутся работы на другом объекте – на 26–47 км Култукского тракта.
– Это будет обход поселка Чистые Ключи и села Моты с выездом на новый участок, сданный сегодня, – поделился планами Николай Рейнет. – Контракт уже заключен, и по окончанию работ здесь мы переходим на новый участок. До 2024 года предстоит построить 20 км. Подрядчику будет попроще, потому что нет горных участков. В итоге должна получиться такая же красивая и безопасная дорога. А после этого приступим уже к обходу опасного горного серпантина на подъезде к поселку Култуку. Это 96–100 км автодороги «Байкал».
Глава региона Игорь Кобзев добавил, что строительство и реконструкция дорог, а также развитие транспортной инфраструктуры – первоочередная задача для правительства Иркутской области:
– Мы заинтересованы во взаимодействии с правительством РФ, Министерством транспорта и Росавтодором для того, чтобы повысить безопасность и сделать качественные дороги на территории региона. В сентябре в Иркутске пройдет совещание под руководством вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, на котором мы обсудим важные для области вопросы, в том числе дальнейшее развитие дорожной отрасли на ближайшие пять лет.