Социальных законов много не бывает

Ряд социальных законопроектов, направленных на поддержку отдельных категорий граждан, рассмотрели депутаты комитета по законодательству о здравоохранении и социальной защите. Их предложено вынести на обсуждение сентябрьской сессии Законодательного Собрания.

 

Выплата на первенца

Одна из важных мер поддержки – дополнительная выплата в связи с рождением первого ребенка для семей с низким доходом. Этот проект закона внесен депутатами Александром Гаськовым, Георгием Любенковым, Виктором Побойкиным, Ольгой Безродных и Светланой Шевченко.

Как рассказал председатель профильного комитета Александр Гаськов, предлагается с 1 января 2021 года единовременно выплачивать семьям, в которых появился первый ребенок, 24 260 рублей (двукратная величина прожиточного минимума). Право на получение выплаты будут иметь семьи, среднедушевой доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения.

Стоит уточнить, что в марте 2020 года в послании врио губернатора заявил о создании похожего указа. Только в нем речь шла о 20 тыс. рублей. Однако указ и закон – это разные вещи. Если примут закон, то действовать будет именно он. Люди смогут получить большую сумму, которая привязана к прожиточному минимуму, а значит, предположительно, она будет индексироваться в будущем, – прокомментировал Александр Гаськов.

По предварительным подсчетам на реализацию данного законопроекта в 2021 году потребуется 155 млн рублей из областного бюджета. Большинством голосов депутаты рекомендовали принять проект закона о единовременной выплате семьям при рождении первого ребенка в первом чтении на очередной сессии областного парламента.

 

Сохранить соцподдержку при переезде

Также депутаты поддержали законодательную инициативу прокуратуры Иркутской области «О внесении изменения в статью 4 Закона Иркутской области «О ветеранах труда Иркутской области».

В настоящее время гражданам, которым присвоено звание ветеранов труда, положена ежемесячная денежная выплата 489 рублей, а также предусмотрены индексации. По данным минсоцразвития в регионе проживает 9268 льготополучателей. Как пояснила Ольга Борисова, старший помощник прокурора Иркутской области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления, в случае переезда в другой регион на постоянное местожительство, право на такую выплату они утрачивают. Получается, что данная мера соцподдержки поставлена в зависимость от места проживания.

Предлагаем внести изменения в областной закон и предусмотреть сохранение указанной ежемесячной денежной выплаты вне зависимости от места проживания ветерана труда, – подчеркнула Ольга Борисова.

Большинством голосов данная законодательная инициатива была поддержана. Работа над проектом закона будет продолжена.

 

Без спорных толкований

Кроме того, в первом чтении одобрен и проект закона «О внесении изменений в Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 120-оз «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области». Его на рассмотрение комитета внес депутат Евгений Сарсенбаев. Он рассказал, что стало поводом для его законодательной инициативы.

– Ко мне как к депутату областного парламента обратился житель города Ангарска с предложением внести в указанный закон изменения в части денежной компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте. Гражданин свои предложения мотивировал тем, что относится к категории реабилитированных лиц и имеет право на получение мер социальной поддержки. В прошлом году он обратился в Управление соцзащиты населения по Ангарскому городскому округу с заявлением о компенсации расходов по маршруту Иркутск – Санкт-Петербург и обратно, – сообщил парламентарий.

Однако на свою просьбу о возмещении расходов реабилитированным гражданам получил отказ. Оказывается, ангарчанин был вынужден воспользоваться услугами фирменных поездов, которые, по мнению муниципальных служащих, являются поездами повышенной комфортности, а по закону проезд на таком транспорте компенсации не подлежит.

Действующим законодательством один раз в год предусмотрена компенсация реабилитированным лицам стоимости проезда на железнодорожном транспорте туда и обратно в пределах Российской Федерации, – продолжил Евгений Сарсенбаев. – При этом проезд предусмотрен в жестких вагонах с четырехместными купе скорого поезда. Однако приобретение билетов в вагонах такого класса не всегда возможно из-за отсутствия поездов с такими вагонами по отдельным направлениям или в некоторые сезоны. Житель Ангарска вынужден был приобрести билет с транзитного пункта до места назначения в фирменном поезде из-за отсутствия прямого рейса.

Парламентарию удалось выяснить, что согласно правилам пассажирских перевозок, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ, поездам дальнего следования может присваиваться категория «фирменный», что гарантирует предоставление оказываемых перевозчиком дополнительных услуг. Получается, что по факту гражданин приобретает билет на фирменный поезд в жесткий вагон четырехместного купе, выполняя все условия по закону.

В данном случае утверждение, будто гражданин проехал в фирменном поезде с повышенным комфортом, является спорным и влечет нарушение прав, а также законных интересов указанной категории льготополучателей, – подчеркнул парламентарий.

Евгений Сарсенбаев предложил внести более расширенную формулировку по условиям предоставления денежных компенсаций, исключающую спорные толкования. Законопроектом предлагается в таких случаях компенсировать реабилитированным гражданам стоимость проезда, но не выше стоимости проезда в жестких вагонах с четырехместными купе скорого поезда.