Бой на волжском берегу
В год 75-летия Великой Победы в редакцию газеты «Областная» продолжают приходить письма детей войны, детей ветеранов и тружеников тыла. В этих письмах – живые свидетельства истории – военные биографии фронтовиков, рассказы о том, как и чем жила страна в военное лихолетье. Очередное письмо с рассказом о солдате, защищавшем Родину, пришло к нам из далеко якутского города Алдана.
Член Совета ветеранов Алданского района Сафьян Гайнутдинов рассказал про своего отца – ветерана Великой Отечественной войны Гафиуллу Асхатовича Гайнутдинова, уроженца деревни Гродинск Нижнеудинского района. Гафиулла Асхатович дрался за Сталинград, освобождал Украину, Польшу, Чехословакию.
«И мы пошли в штыковую атаку»…
В 1932 году десятилетний Гафиулла потерял отца, который утонул, спасая колхозный хлеб на паромной переправе. Мать Загура Султановна, оставшись с двумя детьми, переехала в деревню Талый ключ Нижнеудинского района. Юный Гафиулла пошел работать в колхоз.
8 марта 1942 года 19-летнего паренька призвали в армию. Позже он вспоминал: «Из Нижнеудинска нас везли до станции Хатабулак Читинской области. То, что мать положила в мешок, – булку хлеба и картошку в мундире, все закончилось. Выгрузились ночью и отправились в дальнюю дорогу. Старики были покрепче, а мы, молодые, от усталости падали на обочину дороги. Пройдя 75 км, на второй день к вечеру пришли туда, где стоял кавалерийский полк. Поели и уснули, где стояли».
В начале июля 1942 года молодого бойца с товарищами погрузили в эшелон и направили на запад, под Сталинград. До фронта оставалось 500 километров, в городе горели земля и небо, пылали элеваторы. Горизонт заволокло дымом. А дальше был марш-бросок на 30 км и очередная ночь без сна – паренька назначили часовым. Боец не заметил, как уснул и проснулся от крика разводящего, который грозился его пристрелить. Но не выстрелил, пожалел молодого парня.
«На Волге мост разбит, а нам на другой берег нужно, – вспоминал фронтовик. – Тут машины подъехали, быстро стали собирать через реку понтонный мост. Нас переправили, и еще целая армия прошла. Тут немец как начал стрелять-поливать! Полегли мы в окопы, все изрыто, бурьян на полях пулеметом покошен, снарядами все пожжено. Черепа валяются, голый череп осла в памяти остался, думаю: «Неужели и я так буду валяться?» Так нехорошо стало. Два дня нас бомбили. Мы не стреляли, потому что никого не видели. А потом началось наступление! Немец поднялся, как зеленая трава. Бегут и ложатся, бегут и ложатся. Слышу, пулемет рядом стучит, оказался командир взвода лейтенант Субботин. Я переполз к нему, он говорит: «Стреляй, Гайнутдинов, по груди бей».
Фашисты рвались к Волге. За одной отбитой атакой противника следовала другая. И так несколько раз в день. Подразделение, в котором воевал Гафиулла, немцы прижали к берегу Волги. Жара, в небе ни облачка, стоны раненых со всех сторон… Мусульмане, которых было немало в подразделении, вслух читали Коран. Нужна была сильная вера, чтобы выбраться живым из сталинградского ада.
Боеприпасы кончились, но бойцы решили не сдаваться. Фронтовик вспоминал: «Командиры собрали всех, кто живой, и мы пошли в штыковую атаку, плечом к плечу. Кто кого – бились насмерть! Гляжу, нашего бьют два немца, а у меня ранение в ногу. Я подбегаю к одному, ударяю штыком в спину, а второй ударяет меня в грудь, хотел в сердце, но я успел увернуться. Немец был совсем молодой – видно, не приходилось еще убивать, замер и смотрит мне в глаза, это был лишь только миг. Я успел подумать – сейчас убьет. Превозмогая боль, ударил его в грудь штыком».
Этот взгляд глаза в глаза фронтовик вспоминал всю жизнь. В тот день фашистов отбросили на исходные рубежи, не пустили к Волге. В том бою полегли тысячи советских солдат.
Ночью раненых, среди которых был и Гафиулла, погрузили на пароход. Над транспортником кружился вражеский самолет, обстреливая судно. Но раненых все-таки доставили в Саратов.
Награды для связиста
После госпиталя солдат Гайнутдинов попал на первый Украинский фронт, которым командовал маршал Конев. Солдатам 190-й роты 38-й армии был дан приказ построить аэродром. Одетым в легкие шинельки и пилотки солдатикам предстояло работать в сильный мороз. Но приказ был выполнен, а потом армия пошла в наступление.
За мужество и стойкость Гафиулла Гайнутдинов был награжден орденом Красной Звезды. Вот строки из наградного дела: «10 февраля 1945 г. на участке Чеховица-Бельск в условиях артиллерийского обстрела восстанавливал столбы для линии связи. Благодаря бесстрашию тов. Гайнутдинова связь была восстановлена своевременно.
С 13 марта 1945 г. работал связником провода на столбах в районе ст. Без. Несмотря на налеты авиации противника и пулеметный огонь, продолжал стойко выполнять свою работу, перебегая от одного столба к другому, работал смело, быстро и мужественно, что способствовало своевременному восстановлению связи. 15 апреля 1945 г. работал на заготовке столбов в районе Штрандорф в условиях частого артиллерийского обстрела противника, показал стойкость и примерность в работе, благодаря ему линия связи была построена в срок. Ходатайствую о награждении Гайнутдинова орденом Красной Звезды. Командир Кочаленко, 18 апреля 1945 г.»
Победу солдат встретил в Праге. Но дорога домой была так далека! Полк перебросили в Западную Украину освобождать от бандеровцев Львов и Ивано-Франковск. «Наша рота расположилась в церкви в Ивано-Франковске. При обходе в ночном карауле 3 сентября 1945 г. исподтишка, из-за угла я получил выстрел в спину от руки бандеровца. Пуля попала под правую лопатку и вылетела через правое плечо. Неполных четыре месяца я пролежал в госпитале в Ивано-Франковске. В конце декабря 1945 г. вернулся на Родину, в деревню Талый Ключ к матери», – вспоминал ветеран.
За нелегкий солдатский труд он был награжден медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны, медалью «За Победу над Германией».
Большая семья
После возвращения на Родину молодой красивый солдат в 1946 г. женился на жительнице села Кулиш Чунского района Майсарвар Гельфановне. В мире и согласии они прожили вместе 63 года. В семье родилось шестеро детей, 12 внуков и 19 правнуков, а теперь есть уже и праправнуки.
Работая механизатором, Гафиулла Асхатович много раз был отмечен правительственными наградами за ударный труд: «Ветеран труда», «Отличник сельского хозяйства». Его не стало в 2009 году.
Супруга Майсарвар Гельфановна – ребенок войны. С 15 лет девочка работала на колхозных полях, по вечерам вязала носки и варежки для солдат и отправляла их на фронт. Отмечена правительственными наградами: «Ветеран труда», «Мать-героиня».
Супруги Гайнутдиновы прожили достойную жизнь. Потомки гордятся ими и хранят память о родных, давших им жизнь и достойно защищавших Отечество.