Как часто крадут машины в Иркутске?
Береги автомобиль
Автомобиль – не только средство передвижения, но и объект пристального внимания злоумышленников. Считается, что неугоняемых машин не существует. Как часто крадут автотранспорт в Иркутске, и что следует предпринять, дабы осложнить жизнь автоворам, рассказал начальник оперативно-сыскного отдела уголовного розыска МУ МВД России «Иркутское» подполковник полиции Юрий Мотылец.
Что предпочитают автоворы?
Вместе с коллегами Юрий Мотылец занимается не только раскрытием краж и угонов автотранспорта. В его обязанности входят десятки других задач, но начинал он свою работу в полиции именно с расследований этого вида преступлений.
– На заре 2000-х были случаи, когда в один день поступало более 15 сообщений о случаях хищения автотранспорта, – рассказывает он. – Тогда чаще всего преступники просили у автовладельца денежное вознаграждение за возврат угнанной машины. И люди были готовы платить за свое же имущество, вместо того, чтобы обращаться в полицию. Автомобили для угона, как правило, выбирали в основном недорогие – до 500 тыс. рублей.
В Сибири автоворы предпочитают автомобили марки Toyota. В западной части России, по статистике угонов, самые популярные – Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada.
Сейчас, по словам оперативника, ситуация кардинально изменилась. Угонов стало меньше, а способы их совершения – изощреннее. Так, преступники, занимающиеся хищением автомобилей премиум-класса, используют дорогостоящие устройства для вскрытия машин. Также не стоит забывать о молодом поколении, которое чаще угоняет российский «автопром», те же «Жигули», чтобы просто покататься. Еще один вид угона – инсценирование преступления, чтобы получить страховую выплату по системе КАСКО. В Иркутске, например, пару лет назад, рассказал Юрий Мотылец, был случай, когда хозяева RAV4 несколько раз заявляли в страховую компанию о хищении своего автомобиля. Оказалось, страховой случай предъявлялся на уже несуществующие автомобили – после фатального ДТП или сожжения. На свою автомашину они вешали номера от фатальных автомобилей, пригоняли ее к торговому центру, инсценировали угон и получали страховые выплаты. «Угнанную» машину найти априори было невозможно, поэтому преступники чувствовали себя уверенно.
«Продвинутые» угонщики
По словам подполковника полиции, разыскивать пропавший автотранспорт с каждым годом становится сложнее. Злоумышленники не дремлют. К их услугам новейшие технологии. Существует ряд приборов для обхода штатных сигнализаций, то есть заводских, они называются программаторы ключей или просто – «заводилка». Есть прибор код-граббер, или «сканеры» – приборы, которые ловят сигнал, когда вы открываете машину или пользуетесь автозапуском. Тем не менее надежные способы защитить «железного коня» от угона есть. Большинство современных автовладельцев, уверен Юрий Мотылец, просто ленятся их применять, тем самым облегчая задачу ворам.
– Если вы приобрели подержанный автомобиль, то необходимо обратиться к профессионалам, в качественный сервис, где вам перепрограммируют уже имеющуюся штатную сигнализацию, – советует оперативник. – Но одна она не является стопроцентной панацеей. Сигнал может запеленговаться и запомниться перехватывающим устройством. Уже через несколько секунд у них может быть точная копия вашего электронного ключа. Поэтому самый эффективный метод – установка диалоговой сигнализации, дублирующей, которая будет работать независимо от штатной. Важно, чтобы при отключении одного из них другой продолжал функционировать. В качестве «подстраховки» можно еще воспользоваться механическими противоугонными устройствами. Они устанавливаются на рулевой вал или непосредственно в коробку передач. Распилить их за короткое время не удастся, так как при изготовлении используются высокопрочные сплавы, что в любом случае задержит вора.
Не стоит, по мнению полицейского, и самим провоцировать преступников: оставлять в салоне дорогостоящие вещи и документы, бросать автомобиль где попало, выходя, не закрывать окна и люк, оставлять «ночевать» во дворе многоэтажных домов. Статистика свидетельствует: днем машины из дворов не угоняют. Преступники могут «положить глаз» на автомобиль, к примеру, на парковке у супермаркета, проводить до дома и посмотреть, куда ставится машина. Если в гараж, то уезжают, а если во дворе дома – ждут до утра, когда из квартир начнут выходить автовладельцы. При помощи код-граббера они ловят сигналы, когда те открывают машину или пользуются автозапуском, а после записывают все на свое устройство и спокойно уезжают, чтобы на следующую ночь вернуться и снять запеленгованный автомобиль с сигнализации.
Предотвратить и обезвредить
Технический прогресс сыграл на руку преступным группировкам. Однако и сотрудники полиции не дремлют. Уровень технического оснащения МВД теперь не только не уступает уловкам злоумышленников, но и во многом их превосходит.
– К тому же нам в помощь – новейшие системы по контролю и видеонаблюдению, а также тесное взаимодействие с другими регионами страны, – продолжает Юрий Мотылец.
Наглядный пример – статистические данные по раскрываемости автомобильных краж. Так, если в 2013 году в Иркутске было зарегистрировано 888 случаев хищений автотранспортных средств, и раскрываемость была на уровне 7%, то в прошлом году – 140 и 40% соответственно. За семь месяцев этого года было зарегистрировано всего 60 таких случаев, из которых раскрыто уже около половины.
Раньше, когда была вспышка автоугонов, в межрайонном регистрационном отделе, где осуществляется регистрация транспортного средства, начали привлекать экспертов. Эксперты смотрели, есть ли признаки перебитого шрифта на двигателе, имеются ли следы герметика на воздухопритоке, заводские швы или нет. В случае обнаружения тут же сообщали об этом сотруднику ГИБДД. Тот составлял рапорт, и автомобиль отправляли на дополнительную проверку.
Сегодня сотрудники полиции могут отследить и продажу новейших программных устройств. Оборудование, которое распространяется и реализуется для глушения и сканирования сигнализаций, продается не в магазинах. Все приборы, используемые для вскрытия машин, обхода CPS- устройств, приобретаются у частных лиц через интернет, а значит, вполне можно выяснить, кто купил, когда и где.