Жителям Иркутской области рассказали, как получить безопасную медицинскую помощь
От чего зависит безопасность пациентов и качественная медпомощь, об этом 17 сентября 2020 года рассказала в пресс-центре газеты «Областная» руководитель территориального органа Росздравнадзора по Иркутской области Ольга Лебедь.
– Сегодня отмечается Всемирный день безопасности пациентов. Россия присоединилась к мероприятиям в рамках этого Дня в 2019 году, поставив целью повышение грамотности пациентов, и их родственников, – отметила Ольга Лебедь. – Риск гибели в процессе оказания медпомощи высок. Если в авиакатастрофе по данным ВОЗ риск гибели составляет 1:3 000 000, то риск смерти пациента в результате предотвратимого несчастного случая – 1:300.
-Непредвиденная реакция организма на медицинские манипуляции и лекарственные препараты зачастую возникает в результате недостаточно доверительного диалога между врачом и пациентом. Снизить этот риск могут лишь совместные усилия всех сторон. Обучение сегодня ведется не только для медработников, но и для пациентов, и для членов их семей. Чтобы помощь была безопасной, пациент не должен стесняться спрашивать своего доктора о методе лечения, о назначенных препаратах. Идя даже на диагностическое обследование, пациент должен понимать, насколько болезненные ощущения ему придется пережить. Он должен знать имеет ли право на обезболивание. Именно ощущения пациента должны быть положены в основу лечения или диагностики его заболевания, – подчеркнула Ольга Лебедь.
– Говоря о безопасности оказания медицинской помощи, важно понимать, что это не только качественно оказанная медицинская услуга, но и в целом система мероприятий, направленных на развитие культуры лечебного процесса, – сказал начальник управления развития системы здравоохранения министерства здравоохранения Иркутской области Александр Селедцов.
Он отметил, что ответственность за здоровье пациента несет не только врач, но и руководитель медицинской организации, и сам пациент, который ответственен за своевременность обращения к врачу, за четкое выполнение его рекомендаций. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» с 2019 года в Приангарье реализуется проект создания новой модели медорганизации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Он получил название «Бережливая поликлиника» и будет длиться до 2024 года. Цель проекта – создание пациентоориентированных медицинских организаций. В Иркутской области в проекте участвует 61 клиника. Суть сводится к тому, чтобы исключить из процесса те потери, которые возникают в результате неэффективных действий всех участников. Это создание комфортных условий, исключение очередей, доступность профилактических медицинских осмотров и т.д.
– Вот уже 2,5 года совместно с Росздравнадзором мы реализуем проект «Качество и безопасность медицинской деятельности», выстраивая модель безопасности на основе международного стандарта JCI, – об этом рассказала заместитель главного врача по качеству ГБУЗ “Иркутская ордена “Знак почета” областная клиническая больница” Надежда Князюк. – Эта модель включает в себя новую идентификацию пациента, безопасность применения медикаментов высокого риска, хирургическую безопасность, исключение риска инфекций, ассоциированных с оказанием медпомощи, профилактику падений (школа МОРСЕ), эффективность взаимодействия между клиниками, культуру безопасности и обучение персонала. Мы можем великолепно провести операцию, но если пациент нарушит диету или гигиену, осложнений не избежать. Обучение и персонала, и пациента – это улица с двусторонним движением, она дает хорошие плоды. 780 сотрудников больницы обучились в Центре медицины катастроф навыкам оказания экстренной помощи, проведены 24 конференции в Центре компетенций. Коэффициент удовлетворенности пациентов областной клинической больницей за три года возрос с 0,60 до 0,95. И врачи, и медицинские сестры почувствовали отдачу от пациентов при таком плодотворном общении.
О контроле качества оказания медицинской помощи рассказала заместитель министра здравоохранения Иркутской области Елена Голенецкая. Контроль качества проводится как внутри учреждения, так и ведомственный (проводит министерство), и государственный (проводит Росздравнадзор). Практика показывает, что очень многие проблемы между врачом и пациентом происходят из-за элементарного недопонимания. Ее поддержала Ольга Лебедь, отметив что из 344 жалоб, поступивших в этом году в территориальный орган Росздравнадзора, лишь 20-25% были обоснованными. Существенную помощь в разрешении проблем оказывает взаимодействие с общественными советами по защите прав пациентов, с пациентскими сообществами. Когда врач и пациент становятся союзниками, тогда все получается, и мы благодарны нашим пациентам, которые высказывают свои пожелания, мы благодарны врачам, которые эти сигналы понимают и принимают. Значит, нам есть, к чему стремиться, – резюмировала Елена Голенецкая.
– Мероприятия, посвященные Всемирному дню безопасности пациентов, были разработаны совместно Минздравом и территориальным Управлением Росздравнадзора, – отметил главный врач ОГБУЗ “Иркутский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики” Павел Поленов. – Каждое медицинское учреждением на своих сайтах и в социальных сетях размещает самую разнообразную информацию, направленную на просвещение пациентов и медработников, проводятся лекции и мастер-классы. Кроме того, медицинские работники участвуют в Всероссийской олимпиаде по безопасности в здравоохранении. Для пациентов и для медиков проводится интерактивное голосование по актуальным вопросам безопасности пациентов. Начался Всероссийский конкурс «Лидер качества в здравоохранении». Каждое учреждение может принять в нем участие и заявить о себе и своих проектах на всю Россию. К примеру, областная клиническая больница представит на конкурс проект «Управление изменениями. Курс на качество и безопасность». Итоги конкурса будут подведены к концу 2020 года.