Безопасный переезд – закрытый
В ближайшие годы в Иркутской области планируется закрыть два опасных железнодорожных переезда. У села Тулюшка Куйтунского района уже строится путепровод, который планируется ввести в эксплуатацию через два года. А по объезду пересечения у села Шерагул Тулунского района подготовлена проектная документация, решается вопрос о финансировании возведения путепровода. Об этом стало известно в рамках круглого стола, посвященного теме «Безопасность на железнодорожных переездах», который состоялся в пресс-центре «Областной».
Лихачей все больше
Пересечения автомобильной и железной дороги в одном уровне считаются самыми рисковыми участками. В ДТП на переездах водители авто- и мототранспорта получают тяжелые травмы, часто несовместимые с жизнью. Тем не менее это не останавливает лихачей. По информации начальника отделения дорожного надзора отдела ДПС и дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД по Иркутской области Константина Бейгаразова, всего в области 246 переездов, из них 137 числятся на балансе ВСЖД, 38 находятся в ведении Упрдор «Прибайкалье» на федеральных автодорогах, остальные принадлежат различным собственникам.
За восемь с половиной месяцев 2020 года число ДТП на переездах выросло на 11,8% – 19 аварий против 17 за аналогичный период прошлого года. Однако погибших нет (в 2019-м – двое). Шесть происшествий попали в статистику ВСЖД, так как произошли с участием подвижного состава, в остальных ДТП на пересечениях столкнулись сами автомобилисты.
В пяти районах области отмечен рост аварий на железнодорожных переездах. Это Черемховский (четыре случая, в прошлом году ни одного), Тулунский и Иркутский (по три ДТП), Усть-Кутский (два) и Куйтунский (одно столкновение) районы.
– В 12 ДТП были зарегистрированы недостатки обустройства и содержания переездов, – добавил Константин Бейгаразов. – Это отсутствие освещения, пешеходных дорожек, неубранный снег и другие. Было выдано более 70 предписаний на устранение недостатков, составлено 10 административных материалов.
По его словам, с начала года в Приангарье на 24% выросло количество нарушений правил дорожного движения при пересечении переездов – 696 против 530 за аналогичный период 2019 года. По всем вынесены административные штрафы.
На ВСЖД аварийность снизилась
Первый заместитель начальника службы пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры Сергей Клюшев в свою очередь отметил, что на железнодорожных переездах ВСЖД с начала года наоборот наблюдается существенное снижение ДТП. Если в прошлом году на переездах в границах Восточно-Сибирской железной дороги произошло 16 столкновений с шестью погибшими, то в текущем году всего шесть с одним пострадавшим. По мнению Сергея Клюшева, данная тенденция временная, поскольку ограничительные мероприятия в связи с пандемией коронавируса сняты, и интенсивность движения возвращается в прежний режим.
Сергей Клюшев выделил 15 проблемных переездов в Приангарье, на которых каждый год допускаются ДТП. Среди них пересечения железнодорожных путей на участке Новочунка – Сосновые Родники, на станции Худоеланская, несколько по Иркутску – это Мелькомбинат, нефтебаза, военный городок, станция Батарейная. Самыми аварийными переездами являются Новочунка – Сосновые Родники (с 2007 года там произошло девять ДТП с тремя погибшими), в границах станции Харик в Куйтунском районе (шесть аварий с одним погибшим за 13 лет), на участке Лена – Янталь в Усть-Кутском районе (шесть ДТП с 2012 года, один пострадавший).
– На последнем из названных переездов самое недавнее ДТП зарегистрировано 8 сентября, – продолжил Сергей Клюшев. – Водитель автокрана, как позже выяснилось, лишенный водительских прав, будучи в нетрезвом состоянии, врезался в грузовой поезд. Часть состава сошла с рельсов, было повреждено 300 м пути, перерыв в движении составил 7 часов.
Замначальника службы пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры отметил, что со стороны ВСЖД на переездах постоянно проводятся ремонты, объем инвестиций в данное направление с каждым годом возрастает. Так, в 2020 году выделено 37,7 млн рублей на приведение в порядок пересечений железных и автомобильных дорог. На эти средства помимо текущего содержания выполняется капитальный ремонт, устанавливаются системы видеонаблюдения, современные предупредительные и заградительные устройства.
– Есть определенные сложности, так как железнодорожные переезды разбросаны по области, – добавил Сергей Клюшев. – Много труднодоступных объектов, особенно на севере, в результате возникают проблемы при доставке материалов. Но работы по содержанию и ремонту проводятся и там.
Применяются также новые технологии. На ВСЖД 52 переезда оборудованы современным светодиодным освещением. В этом году планируется охватить им еще 20 пересечений. Но до сих пор в области остаются железнодорожные переезды, где вообще нет освещения. На балансе ВСЖД, к примеру, порядка 20 таких (в Тайшете, Алзамае, Замзоре, на станции Белая, Тулюшка, Иркутск-Сортировочный и др.). Данные объекты находятся не на главном ходу, а на подъездных путях. Сергей Клюшев заверил, что работа в этом направлении ведется, и в ближайшем будущем все переезды в зоне ответственности ВСЖД будут освещены:
Нет проезда – нет проблемы
– Освещение, конечно, снижает аварийность, но все же самый безопасный переезд – закрытый, потому что лихачей не останавливают ни камеры фиксации нарушений, ни шлагбаумы или другие заграждения. Поэтому нужно как можно больше одноуровневых пересечений автомобильных и железных дорог закрыть.
Заместитель начальника Управления ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Сергей Скрипотчиков сообщил, что в ближайшие годы будет закрыто два переезда. Сегодня уже строится путепровод у села Тулюшка Куйтунского района. Он будет введен через два года. По второму объезду у села Шерагул Тулунского района подготовлена проектная документация, которая прошла экспертизу, и сейчас решается вопрос о финансировании строительства.
Однако не всегда возможно закрыть железнодорожный переезд, даже если есть объезд в радиусе 5 км. Например, в поселке Октярьский Чунского района уже более десяти лет «висит» вопрос о закрытии аварийного переезда. Имеется объезд, правда, данная дорога не стоит ни на чьем балансе, и состояние ее от этого крайне неудовлетворительное. В итоге ВСЖД не может получить согласование от муниципального образования, и опасное пересечение по сей день пополняет сводки ДТП.
– Мы призываем водителей неукоснительно соблюдать правила дорожного движения при пересечении железнодорожных переездов и помнить, что главным условием для безопасного движения через железнодорожные пути являются внимательность и осторожность водителей, – подвел итог Сергей Клюшев.