Эхо коронавируса для топливного рынка
Нестабильность на топливном рынке во время пандемии коронавируса не позволяет развивать компании, повышать зарплату сотрудникам. Об этом говорилось на заседании рабочей группы по товарным рынкам нефтепродуктов при участии представителей федеральной антимонопольной службы, мелкооптового и розничного рынков Иркутской области.
– В этом году из-за коронавируса произошло резкое падение спроса на топливо. Необходимо было поддержать отрасль для того, чтобы обеспечить энергетическую безопасность страны. В какой-то момент цены на внутреннем рынке стали достаточно быстро расти, повысились они и на бирже в оптовом звене. Был принят ряд мер, которые позволили стабилизировать ситуацию, после сокращения был увеличен лимит продаж на бирже. Цены пошли вниз. Такие совещания крайне важны, поскольку мы можем черпать необходимую информацию непосредственно от участников процесса, – заявил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
Сегодня ситуация на топливном рынке выровнялась. Но у предпринимателей все равно есть опасения по поводу конкурентоспособности розничных и мелкооптовых рынков нефтепродуктов.
– Мы видим рост тарифов и издержек компании. Энерготарифы растут, растут и другие расходы, к примеру, на медицинские осмотры, в течение года цена на них выросла от 30 до 100%. За несколько лет мы не построили ни одной заправки, хотя ранее каждый год производили какие-то реконструкции, строили новые объекты. У персонала не растет зарплата. Мы тоже против роста розничных цен. Понимаем текущую ситуацию в стране: у населения средств не прибавляется. Чем выше мы поставим цену на топливо, тем меньше у нас его купят, – констатирует представитель одной из сетей автозаправочных станций Денис Писаревский.
Желаемые розничные наценки независимых топливных операторов колеблются в пределах 20%, реальные на 95-й бензин – 18%, на АИ-92 – 10%, выручает дизельное топливо, на него наценка в пределах 30%. И хотя сейчас цены на бирже снижаются, стабильности все равно нет. Операторы не понимают, сколько продлится снижение, а закупать топливо нужно регулярно, ждать низкой цены некогда. В итоге цена на него усредняется. В текущем моменте наценка хорошая, а в среднем плохая, не позволяет работать рентабельно.
Участники заседания отметили, что все предложения по стабилизации рынка сводятся к одному – увеличению объемов продаж топлива на бирже, его стабильное присутствие в достаточном количестве. Постоянный объем позволяет не допускать скачков цен, которые сегодня происходят.