Как устроились земские учителя в Приангарье

Работа на миллион

Сразу три земских учителя приступили к работе первого сентября в Куйтунской школе № 1. Почему они решили поменять город на деревню, узнали корреспонденты газеты «Областная».

 

Мы разбогатели

Нынешний учебный год для Куйтунской средней школы № 1 во многом особенный. В 2020 году она отмечает 50-летний юбилей. К празднику школа уже получила отличный подарок. Впервые с момента ввода здания в эксплуатацию здесь провели капитальный ремонт. При помощи областного бюджета все было сделано в кратчайшие сроки – за три летних месяца.

– Обычно, чтобы выполнить такой объем работ, уходит от года и более, и учеников на время капремонта переводят в другие школы. Но наша школа – единственная, которая размещается в центре поселка. Строителям приходилось трудиться день и ночь, зато результат превзошел все наши самые смелые ожидания, – с воодушевлением делится директор Нина Заколодная.

От старого здания практически ничего не осталось. Подрядчики перекрыли кровлю, поменяли окна и двери, укрепили фундамент, утеплили стены и провели реконструкцию систем отопления, водо- и электроснабжения. Совсем скоро в школу проведут интернет, доукомплектуют классы новым оборудованием и мебелью.

Еще одним подарком, говорит директор, стало увеличение педагогического штата. В этом году на работу пришли сразу шесть новых преподавателей.

Мы просто разбогатели! – радуется Нина Заколодная. – Наша школа – самая крупная во всем Куйтунском районе. В ней обучается без малого тысяча учеников, в этом году мы сформировали 49 класс-комплектов, а преподавателей у нас было всего 52. Нагрузка на учителей просто огромная, практически каждому раньше приходилось работать на две, а то и две с половиной ставки. Некоторые предметы вели совместители.

Решить многолетнюю проблему нехватки кадров помогла федеральная программа «Земский учитель». Как только было объявлено о ее начале, администрация школы тут же разместила заявки на специальном сайте. Даже не ожидали, что к ним приедут сразу трое победителей этого конкурса. Сюрпризом стало и то, что супругой одного из педагогов оказалась логопед, которого также не хватало в этой Куйтунской школе. Кроме земских учителей педагогический штат в этом году пополнился еще тремя учителями-предметниками.

 

Новый дом – поселок Куйтун

Кардинальные перемены пришлось пережить и семье Золотовых. Вячеслав Алексеевич вместе с женой Юлией Будаевной этот учебный год начали на новом месте, в поселке Куйтун. В школу, где теперь работают родители, пошла в первый класс их младшая дочь Альяна.

До того как решиться на переезд, супруги жили и преподавали в Иркутске. Оба педагога имеют педстаж более 20 лет. Ранее, убеждена директор, привлечь в сельскую местность профессионалов с таким колоссальным опытом работы казалось просто фантастикой. Сам же Вячеслав Золотов ничего необычного в произошедшей перемене не видит.

– Решение о переезде мы приняли на семейном совете, – рассказывает он. – Со старшими детьми посовещались. Конечно, волновались: где будем жить, как примут в новом коллективе? Но все вышло самым наилучшим образом. Нам предоставили благоустроенную квартиру, а в школе нашлась работа не только для меня, но и для супруги.

Идея принять участие в конкурсе, говорит, пришла сначала ему. Вячеслав Алексеевич родом из Боханского района. Долгое время преподавал в сельских школах своего района и соседнего Осинского.

– Захотелось, – поясняет, – вернуться к истокам. Жить и работать на земле. И условия программы оказались очень привлекательными. Получить миллион для многодетной семьи – большое подспорье. Наша старшая дочь в этом году оканчивает Иркутский медицинский колледж. Сын учится в институте физкультуры, живет и тренируется в Москве. Средства по госпрограмме учителя могут тратить по своему усмотрению, никаких ограничений нет. Поэтому мы решили: если есть возможность помочь детям, надо это использовать.

Кроме уроков технологии у мальчиков в 5–7 классах и 8–9 коррекционных, Вячеславу Алексеевичу поручили преподавать изобразительное искусство. Нагрузка в итоге получилась приличная – 27 часов в неделю. Не меньше оказалась востребованной и Юлия Будаевна. В Куйтунской школе № 1 немало детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо преподавания, супруги строят множество планов по организации дополнительных занятий.

Я люблю работать с деревом, мне нравится все мастерить своими руками. И своих учеников я всегда старался научить всему, что умею, – признается Вячеслав Алексеевич. – Например, когда работал в коррекционной школе Иркутска, мы с ребятишками делали макеты храмов из дерева и пенопласта, и они неоднократно становились победителями областного конкурса «И невозможное – возможно». Хотелось бы и здесь организовать такой же кружок.

А еще трудовик хочет заняться 3D-моделированием. В следующем году Куйтунская школа должна получить оборудование по проекту «Точки роста». Вместе с детьми, говорит, они могли бы благоустроить школьный двор. Установить резные беседки, соорудить красивые и удобные места отдыха.

– Развернуться здесь есть где, – уверен земский учитель. – Условия хорошие, а перспективы просто отличные. Боюсь далеко загадывать, но пока нам все очень нравится. Не исключаем возможность, что после пяти лет, которые положено отработать по программе, останемся в Куйтуне навсегда.

 

Выбор в пользу школы

Ждут новые перспективы и юных спортсменов. По инициативе преподавателя физкультуры Владислава Хамаганова в Куйтунской школе № 1 в ближайшее время откроется первая в поселке спортивная секция по вольной борьбе. Владислав Анатольевич также приехал работать в сельскую местность из областного центра, и хоть педстаж у него небольшой, намерения самые серьезные.

После университета я всего два года отработал в школе, – рассказывает 24-летний учитель. – Преподавал физкультуру в Иркутском гидрометеорологическом техникуме. Зарплата не устраивала, да и с жильем были проблемы. Сначала квартиру снимал, потом купил в ипотеку.

Чтобы поправить материальное положение, говорит, даже хотел заняться бизнесом, но начался карантин, и с перспективой по открытию своего ИП пришлось распрощаться. Начал было подыскивать другие варианты, но случайно узнал о программе «Земский учитель». Родственница Владислава несколько лет назад переехала из Иркутска в поселок Качуг, воспользовавшись программой «Земский доктор». Созвонился, разузнал условия. Та посоветовала ему не упускать такую возможность, растолковав, что благодаря господдержке он получит не только оплачиваемое жилье и достойную зарплату, а еще миллион сверху. За пару недель до начала учебного года соискателю сообщили, что он прошел отборочный тур.

– Нагрузку дали хорошую, – хвалится новоиспеченный земский учитель. – Теперь я веду физкультуру в первых и восьмых классах, во всех пяти параллелях. К тому же, сказали, что будут еще доплачивать как молодому специалисту. И вести уроки мне теперь тоже понравилось. Сельские дети оказались более отзывчивы и благодарны, нежели городские. В райцентре особая атмосфера, поселок уютный, люди доброжелательные, много молодежи. Администрация школы во всем идет навстречу. Я сам спортсмен, занимался вольной борьбой, есть юношеский разряд по этому виду спорта. Сказал, что хотел бы вести еще спортивную секцию, в Куйтуне нет такой даже в ДЮСШ, так директор сразу меня поддержала. Уверен, у меня все получится!

Кстати, в Куйтун молодой преподаватель тоже перебрался не один – с женой и маленьким сыном Тимуром. Молодая супруга пока находится в декрете, но Владислав уверен: когда придет время, найти для нее работу также не составит труда, ведь юристов в сельской местности тоже большая нехватка.

 

Миллион – не главное

Новый преподаватель истории и обществознания Инна Криволапова мечтает вместе со своим 8 «Г» классом заняться краеведением. Дети ее полюбили сразу – на каждой перемене обступают свою «классную» плотным кольцом.

– Инна Дошиевна, а давайте пойдем на выходные к озеру! Нет, лучше поедем в Барлук, там такой интересный музей! – слышатся разноголосые предложения.

В Куйтун Инна Криволапова приехала из соседнего региона – Красноярского края. В городе Железногорске отработала 12 лет в малокомплектной школе, а также вела уроки в Мариинской женской гимназии.

Я рассматриваю участие в этой программе как возможность что-то изменить в своей жизни, – делится Инна Дошиевна. – Получить миллион рублей – это, конечно, замечательно, но в моем случае этот факт не сыграл решающей роли. Мне очень понравился сам район. Как оказалось, здесь много старинных сел и деревень, что для меня, как историка, интересно.

Инна рассказала, что никогда не планировала быть учителем. После окончания Сибирского госуниверситета обратилась в центр занятости, а там сообщили, что требуется преподаватель истории. Старшая коллега, которая в первое время стажировала дебютантку, однажды обронила: если не уйдешь из школы через год, останешься навсегда! Так и случилось. Инна призналась, что вскоре поняла: быть учителем – это ее судьба.

О программе «Земский учитель», рассказывает, узнала на планерке в Мариинской гимназии. Рассматривала разные варианты. Конечно, говорит, хотелось бы поехать на юг или Дальний Восток. А потом склонилась к тому, чтобы выбрать новое место работы поближе к дому. В Красноярском крае остались родители, сестра, племянники, друзья и знакомые. От Иркутска всего 12 часов на поезде. Но когда пригласили работать в Куйтун, даже растерялась:

– Я никогда ничего об этом поселке не слышала. Думала, еду в деревню, в глушь, а здесь – цивилизация. Мне предоставили благоустроенную квартиру в новостройке, всего в 10 минутах от работы. Есть кое-какая мебель, что-то докупаю сама, обустраиваю новый дом по своему вкусу.

Понравились ей и условия работы. Школа после капремонта выглядит современной, ухоженной. Нагрузка тоже вполне приличная. Инна Дошиевна преподает историю и обществознание в седьмых, восьмых и одиннадцатых классах. Ответственность, признается, большая, ведь выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ, и, как показывает практика, многие выбирают для госэкзамена именно эти предметы. Но она уверена, что сумеет подготовить ребят достойно.

Уроки я стараюсь вести творчески. Очень люблю схемы, считаю, что детям так проще запоминать материал, – раскрывает секреты преподаватель. – Пытаюсь рассказывать много занимательных фактов, привожу интересные примеры, привлекаю дополнительную литературу. На моих уроках ученики – полноправные участники учебного процесса. Я люблю дискуссии, стараюсь научить детей размышлять, иметь свое мнение и не бояться его высказывать. Оценки – не самое важное. Главное, чтобы ребята были хорошими людьми, умели общаться друг с другом, взаимодействовать и жить в коллективе. А в этой школе, как я уже успела убедиться, царит очень теплая, я бы даже сказала, домашняя обстановка.

Мнение земского учителя полностью разделяет и директор:

– Знаете, все новички-учителя как-то сразу вписались в наш коллектив. Такое впечатление, что они работают здесь уже долгое время. И ребята их приняли замечательно, и остальные преподаватели. Мы очень надеемся, что все они останутся у нас навсегда, ведь благодаря им у нас появилось столько новых очень интересных возможностей.