Профессии цифрового будущего

Знание искусственного интеллекта уже сегодня является конкурентным преимуществом для молодых специалистов в любой профессии. Наша страна, как и весь мир в целом, переживает время цифровой трансформации. Государство остро нуждается в кадрах для IT-сферы. И эта потребность будет только возрастать. Об этом и многом другом шла речь во время открытого всероссийского «Урока цифры», организованного Сбербанком и посвященного теме «Искусственный интеллект и машинное обучение».

 

С искусственным интеллектом на «ты»

«Урок-цифры» – это интерактивное занятие. Из видеолекций школьники узнают о том, как разрабатывается искусственный интеллект, где он применяется, и что делать, если есть желание создавать технологии будущего самому. А на игровом тренажере можно пройти все этапы карьеры в сфере Data Scienсе и самостоятельно создать алгоритм для беспилотных автомобилей. Учащиеся с 1-го по 11-й класс проходят уроки дистанционно, а поддержать их в этом смогут как родители, так и учителя. Для них предусмотрены рекомендации и памятки.

Инициаторы «Урока цифры» – Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Задачи проекта – развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация. Уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Партнерами проекта в 2020/2021 учебном году выступают Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», компании Яндекс, «1С», Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского».

Программы искусственного интеллекта прочно входят в содержание образования не только по информатике и технологиям, как профильных предметов, но и всех остальных школьных предметов, курсов по выбору, профориентационных курсов, – говорит Татьяна Васильева, заместитель министра просвещения РФ.

За два года ученики российских школ, их родители и учителя обратились к интерактивным тренажерам на сайте урокцифры.рф уже более 28 млн раз. Авторы проекта отмечают, что интерес к теме растет постоянно. Желающих овладеть цифровыми навыками становится все больше. Например, в 2019/2020 учебном году при поддержке Россотрудничества учащиеся русскоязычных школ из 100 стран прошли тренажеры от ведущих российских компаний цифровой экономики.

– Мы не только получаем обратную связь от ребят, которые в них участвуют, но и внимательно следим за тем, каких успехов они достигают в своей школьной жизни, при поступлении в вузы, при прохождении стажировок в Сбербанке. Этих детей ждет блестящее будущее, поскольку уже сейчас они учатся использовать технологии из реальной жизни, – сказал исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец.

 

Карьерный рост и высокий заработок

15 сентября состоялся открытый всероссийский «Урок цифры» в онлайн-режиме. В разговоре с выпускниками школ приняли участие вице-премьер правительства РФ Дмитрий Чернышенко, глава Сбербанка Герман Греф и представители ведущих IT-компаний.

По диалогу было видно, как молодые участники цифрового урока увлечены новыми технологиями и стремятся к новым форматам обучения. Так, например, выпускники обратили внимание вице-премьера на дефицит уроков информатики в школах, в большинстве случаев это всего один раз в неделю. «Как при таком количестве часов становиться программистом?» – недоумевали ученики.

По мнению Дмитрия Чернышенко, сколько бы уроков информатики ни было в школе, для тех, кто действительно хочет стать программистом, это не помеха. Многое зависит от личного желания каждого школьника. А государство уже всячески поддерживает стремление и инициативы молодежи.

Эксперты сошлись во мнении, что знание информатики и программирования поможет в повседневной жизни и любой профессиональной деятельности. Ведь искусственный интеллект – это набор алгоритмов, который позволяет на большом количестве повторений обучить машину делать то же, что делает человек, но только быстрее и эффективнее.

Продолжая тему, школьники поинтересовались, какое количество сотрудников в сфере искусственного интеллекта работает в ведущих IT-компаниях России.

В нашем банке их более двух тысяч, из них около тысячи человек являются суперпрофессионалами – это datascientist, либо люди, которые занимаются внедрением искусственного интеллекта. Спрос на таких специалистов огромен: мы недавно рассматривали перспективу до 2023 года – количество IT-сотрудников у нас увеличится, мы намерены трудоустроить порядка 5 тыс. специалистов. Поэтому занятость вам мы гарантируем, – заверил школьников Герман Греф.

В свою очередь вице-премьер РФ напомнил, что только в этом году потребность в IT-специалистах в России составляет 300 тыс. человек. А средняя зарплата по рынку у таких профессионалов, уточнил Дмитрий Чернышенко, в среднем в три раза выше по сравнению с другими отраслями экономики.

Руководитель лаборатории машинного обучения компании «Яндекс» Александр Крайнов рассказал о том, как цифровые направления развиваются в этой компании, отметил и то, что в сфере информационных технологий сейчас работает и много девушек: «В нашей компании они также занимаются разработкой и искусственным интеллектом, создают научные труды, и они – абсолютно прекрасны. Нельзя говорить, что эта работа только для мальчиков, это работа для всех».

Основатель фирмы «1С» Борис Нуралиев на «Уроке цифры» посоветовал школьникам заниматься в жизни тем, что действительно нравится. Он привел пример из своей жизни, рассказав, что, будучи выпускником школы, хотел поступить на направление «экономика и вычислительная техника», которое было не слишком модным в то время. Приемную комиссию, расположенную в подвале вуза, в день подачи документов затопило, однако Нуралиеву это препятствие не помешало добиться цели.

По многочисленным просьбам школьников и педагогов, «Урок цифры» по теме «Искусственный интеллект и машинное обучение» продлевается в российских школах до 4 октября.

– Продление акции позволит еще большему количеству детей и взрослых «прокачать» свои цифровые навыки и поближе познакомиться с такой актуальной в современной экономике технологией, как искусственный интеллект, – комментирует Валентина Куренкова, и.о. директора направления «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика».

 

Суперзадачи для пытливых умов

Во время всероссийского «Урока цифры» Герман Греф анонсировал три хакатона, посвященных искусственному интеллекту. Лучшие практики получат финансовую поддержку от банка.

Первый из них, «Digital Петр», нацелен на распознавание рукописей Петра I с помощью технологий искусственного интеллекта. Как сообщил глава Сбербанка, император написал большое количество указов и писем, и эти сотни тысяч строк текста до сих пор не распознаны историками. Результаты такого хакатона, считает Герман Греф, смогут не только принести огромную пользу для лучшего понимания истории России, но и помочь качественно улучшить существующие технологии распознавания рукописного текста на мировом уровне.

Следующий хакатон посвящен прогнозированию речных наводнений, чтобы можно было заблаговременно предупреждать экологические катастрофы, многие из которых уносят жизни людей и наносят непоправимый вред природе. Это важнейшая задача, решение которой с помощью технологий искусственного интеллекта предложили сотрудники МЧС. Также в задаче участвуют специалисты Минприроды и Росгидромета.

И третий хакатон – AI 4 Humanities – для самых продвинутых, кто уже хорошо знаком с искусственными нейронными сетями. Он позволит ребятам познакомиться c очень перспективной технологией ruGPT-3, способной генерировать сложные осмысленные тексты всего лишь по одному запросу на «человеческом» языке. Участникам этого хакатона Сбербанк готов предоставить бесплатный доступ к мощнейшему серверу в России – своему суперкомпьютеру Christofari.

 

На правах рекламы