Украшения сквозь время и пространство
Аксессуары из кожи и полудрагоценных камней иркутского мастера Надежды Ульдановой отличает изысканность, чувство меры и безупречное исполнение. Вдохновением для художника часто служат разные страны и культуры. Она занимается созданием украшений из кожи около 20 лет, а несколько лет назад начала создавать коллекции для подиума и вместе с иркутскими дизайнерами принимала участие в международных неделях моды. В этом году Надежда Ульданова получила звание Народного мастера Иркутской области.
– Как и когда вы начали работать с кожей?
– Это было примерно в 1998 году, когда я прочитала в журнале «Крестьянка», как делать из кожи цветы. Потом пришла в «Оникс» и увидела, что там есть направление по работе с кожей. В 2000 году попала на мастер-класс к Светлане Ереминой, и мы сразу начали делать украшения с камнями. До этого я активно занималась бисером. Кстати, именно из этого материала родилась моя дипломная работа.
– Кто вы по специальности?
–У меня их несколько. Вышивать и заниматься творчеством начала с детского сада. Мои работы постоянно участвовали в ярмарках и пользовались популярностью у покупателей. Когда пришло время, поступила в художественную школу, а потом – в Тулунское педагогическое училище по специальности «Учитель черчения и рисования». Там мне очень нравилась резьба по дереву. Я с 16 лет работала в фирме, которая выпускает унты, – украшала их бисерными вышивками. Потом поступила на Восточный факультет политеха по направлению «Декоративно-прикладное искусство», дипломную работу тоже делала из бисера – это был костюм для танца живота. Плетеный пояс, украшение на голову, бюстгальтер, колье и браслеты на ноги и руки. Тогда купить материал было очень сложно. Помню, мама мне привозила бисер из Новосибирска.
– А почему вы не соединили бисер с камнем?
–Тогда еще украшения из бисера с камнями никто не делал. Кроме того, техники работы с бисером очень трудоемкие, и при этом меньше пользуются популярностью, а украшения с камнями – близкая в нашем регионе тема. Люди охотнее их покупают и носят. Кроме того, это еще и хороший сувенир для туристов.
– Где же вы в то время находили материал для украшений из кожи?
– Сначала знакомые отдавали старые вещи. Купить цветную кожу можно было только в сэконд-хэнде в виде одежды из нее. Иногда знакомые привозили что-то из Москвы или Петербурга. И это существенно ограничивало мою творческую фантазию, ведь то, насколько интересным будет украшение, зависит во многом от разнообразия камней и цветовой палитры кожи. Камни тогда тоже было купить проблематично. Продавались только мелкие. Потом я познакомилась с иркутскими камнерезами, а с 2012 года стала ездить на выставки на Урал, где огромное разнообразие минералов. Поскольку когда у тебя есть нужный материал, это дает свободу действия.
– Какие камни вы любите?
– Больше всего мне нравятся агаты, потому что они бывают всевозможных оттенков и с различными узорами – это моховые или бразильские разновидности этого камня. Красиво сморится серафинит, но сейчас его практически не осталось, потому что единственное в мире месторождение в городе Железногорске-Илимском исчерпано. Люблю работать с аммонитами – окаменелыми моллюсками.
– Что вас вдохновляет на создание украшения?
– Бывает, я вижу камень и сразу же знаю, какое украшение из него можно сделать. Некоторые камни у меня хранятся на протяжении многих лет, пока не приходит их час. Иногда идея приходит случайно. Однажды, например, у меня просто порвалось дно пакетика, в котором лежали камни, они высыпались на пол и сами сложились в украшение. Часто меня стимулирует к творчеству заказчик. Когда тебе, например, заказывают сову или какаду, приходится проявить фантазию. Часто я создаю несколько вариантов украшения.
– Как началась ваша работа для подиума?
– Впервые мои украшения были представлены на весеннем показе международного фестиваля Этноподиум в 2018 году. Я вступила в Евразийскую ассоциацию этнодизайнеров, и там у нас сложилась творческая коллаборация с художником Людмилой Пономаревой, которая работает с войлоком. К тому моменту у меня уже была коллекция этнических украшений «Тропою шамана», где я использовала ракушки и необработанные камни. Вторую серию работ я создавала уже специально к образам коллекции «Тажеранские степи». Долго изучала материал, виды орнаментов. А еще мне повезло купить серебряную кожу. В итоге украшения смотрятся так, будто они созданы из металла, что усилило бурятский колорит этих аксессуаров.
– Над чем вы работаете сейчас?
– Пока сидела на карантине, сделала свадебную серию украшений. Еще у меня есть коллекция «Сквозь время и пространство», которую я дополняю многие годы. Одна из работ – «Скарабей», для которой мне специально выточили лазурит в виде спинки этого жука. Есть еще несколько украшений в египетском стиле, а также в духе Южной Америки, славянском стиле (лунницы, гривны, оплечья), ожерелья и серьги в бурятском, китайском и тибетском стиле.
Еще одна моя заказчица – эмигрантка из Казахстана, которая живет в Германии, захотела украшение, которое бы напоминало ей о родине. В итоге получился комплект, где моховой агат в ожерелье напоминает юрту, а серьги похожи на национальный инструмент – кобыз. Работа над этой коллекцией меня очень увлекает на всех этапах, ведь прежде чем приступить к украшению какого-то народа, я тщательно изучаю историю и традиции. У меня есть задумка сделать аксессуары в византийском стиле, но пока не хватает материалов – золотой кожи нужного оттенка и камней.
Еще я часто возвращаюсь к анималистичной коллекции, вдохновленной образами птиц и животных.
– Кто ваши заказчики?
– В основном это преподаватели и творческие люди. И туристы, которые хотят увезти из нашего региона не просто бесполезный сувенир, а что-то оригинальное и в то же время практичное.
– Сколько вы работаете над одним украшением?
– В зависимости от сложности – от часа до двух дней. Причем если это большая работа, то мне обязательно нужен перерыв.
– Недавно вы получили звание народного мастера Иркутской области. Насколько оно для вас значимо?
– Я шла к этому званию 11 лет, постоянно участвовала в конкурсах и выставках народного творчества, проводила мастер-классы. И очень рада, что моя работа была оценена так высоко. Ведь, на мой взгляд, народная культура – это тот источник, который постоянно питает профессиональное искусство. Поэтому звание Народного мастера Иркутской области для меня очень значимо и дорого.