Депутат Закcобрания Галина Кудрявцева о проблемах и развитии системы образования
Миссия учителя: традиции и современность
Галина Федоровна Кудрявцева – член комитета по бюджету и ценообразованию Законодательного Собрания Иркутской области, а также член комиссии по контрольной деятельности. В ее депутатские обязанности входит контроль за распределением и использованием областного бюджета, вопросы социальной сферы, строительство, капитальные ремонты учреждений.
Наша встреча состоялась в сентябре. Для педагога, чей профессиональный стаж более 30 лет, и который в настоящее время возглавляет Иркутский региональный колледж педагогического образования, первый осенний месяц – время подведения итогов и определения задач на ближайшее будущее. Поэтому мы решили соответствовать традициям и поговорить о том, как меняется областная система образования, какое влияние на нее имеет областной парламент и как реалии жизни отражаются на современном учительстве?
На пути обновления
– Галина Федоровна, насколько нынешний областной бюджет соответствует потребностям системы образования? Хватает ли средств на расходы, которые в отдельных районах составляют большую часть финансирования?
– К сожалению, бюджетных средств, выделяемых на систему образования, всегда меньше, чем хотелось бы. В этом году пандемия внесла свои неблагоприятные коррективы. При ставшей привычной экономии все же удается решать не только текущие, но и вновь возникающие проблемы. Продолжается строительство новых школ и дошкольных учреждений. Возьмем, к примеру, Иркутский район, который отличается от других МО быстрым ростом численности населения. Естественно, вслед за прирастающим количеством жителей обостряются проблемы обеспеченности социальной инфраструктурой. Несмотря на сложности в экономике, в районе заметно обновляется материально-техническая база. В этом году готовят к открытию школу № 1 на 750 учеников в Хомутово, такая же школа строится в Грановщине. Ожидается сдача в эксплуатацию школы на 1275 мест в Луговом. В ближайшее время начнется строительство школы в Березовом на 1550 мест и такой же – в поселке Западном (Хомутово). В этом году открыты новые детские сады в Луговом и Новой Лисихе; открыт филиал детского сада в Мамоновском МО, Дом культуры в Усть-Куде. Строится ДК в поселке Молодежный, ФОК в Урике и Карлуке, детский сад в Ревякина. В ближайшее время планируется строительство дошкольных учреждений в Березовом, Усть-Куде, Большой Речке, Молодежном, Хомутово. Появляются и готовятся к строительству новые проекты школы-сада в Горяшина, Сосновом Бору и других населенных пунктах.
Большая работа идет в Ольхонском и Слюдянском районах моего 13 избирательного округа. Так, например, в селе Хужир наконец-то приступили к долгожданному капремонту и реконструкции детсада «Гномик», выделены необходимые средства. В районе Рудоуправления Слюдянки ведется строительство школы № 1, в Байкальске строится современный многофункциональный Культурный центр. Можно еще перечислять, что планируется. Но мы пока говорим о тех новостройках, которые либо завершаются, либо находятся на этапе активной подготовки. Одна из самых серьезных проблем – капитальные ремонты учреждений социальной сферы. Большинство зданий находятся в эксплуатации более 30 лет и требуют обновления. Много учреждений уже отремонтировано, впереди еще много объектов запланировано. Необходимы внушительные финансовые средства, понятно, что одномоментно получить все невозможно. Но вместе с тем ведется активное строительство новых объектов и ремонт существующих. И мы не можем не замечать эту положительную динамику.
Надо отметить, что на законодательном уровне принято своевременное решение о финансировании приобретения современного оборудования для школ и садов, в которых проводятся капитальные ремонты. В этом году с мертвой точки сдвинулась проблема ремонтов общежитий студентов учреждений среднего профобразования. Этот вопрос по моей инициативе обсудили в феврале на встрече с главой области Игорем Ивановичем Кобзевым во время регионального чемпионата «Молодые профессионалы». Он поддержал эту идею, и сегодня правительство готовит соответствующую программу.
– Условия проживания студентов – прежде всего вклад в развитие кадрового потенциала региона, фактически его будущего. Специалисты отмечают тенденцию оттока молодежи. Что делают наши законодатели, чтобы миграция не была ущербной для педагогического сообщества?
– Принят закон о целевом обучении будущих специалистов. Причем этот закон действует не только для студентов высших учебных заведений, но и для студентов СПО. Удалось увеличить суммы подъемных для молодых педагогов, выезжающих на работу в сельские и северные территории. Для сельских педагогов – с 17 до 80 тысяч рублей, для северян с 22 до 100 тысяч рублей. Согласитесь, это внушительная поддержка для молодого специалиста.
– Официальная статистика свидетельствует об общем росте заработной платы в системе образования. Вам, человеку, пришедшему в парламент с «передовой», знающей всесторонне социальную сферу, известны многие проблемы, оставшиеся за кадром официальных источников. Что-то меняется в этих малоизвестных уголках системы образования?
– Я часто бываю в школах и детских садах, беседую с педагогами, внимательно слушаю их чаяния и мнения. Мне помогает мой опыт руководителя школы, районной системы образования, и я не только хорошо понимаю, о чем идет речь, но и вижу пути решения. Работа в Заксобрании помогает мне выходить на сессии и заседания комитетов с полной уверенностью в обоснованности пожеланий работников системы образования и предлагать действенные механизмы реализации их инициатив. Возьмем, к примеру, такую тему, как оплата труда воспитателей в детских садах. Ранее на одну группу по штатному расписанию полагалась оплата 1,67 ставки. Думаю, что это в корне неверно. В прошлом году эту ситуацию выровняли, теперь при 12-часовом режиме в группе работают два воспитателя. Еще один пример устранения неравномерности – поощрение в честь Дня учителя и Дня работников дошкольных учреждений. Ранее не все категории могли рассчитывать на это поощрение. И задача законодателей – внести соответствующие поправки в действующее региональное законодательство, чтобы обеспечить финансирование по этой статье всех причастных к этим праздникам. Кстати, в этом году сумма выплаты увеличена до 20 тысяч рублей.
– Известно, что дважды была увеличена субвенция на учебные расходы. Вы считаете, это достаточные траты?
– Эта субвенция рассчитывается с учетом количества учеников. Если мы хотим, чтобы наши дети использовали современное учебное оборудование, владели современными ресурсами, в том числе и цифровыми технологиями, чтобы в школах повышался библиотечный фонд, необходимо увеличивать расходы на эти цели ежегодно.
– Школа и детский сад – это не только педагоги и воспитатели, но и много других работников, которые также необходимы детям.
– Да, от работы технического персонала зависит безопасность наших детей и санитарное состояние учреждений. Возьмем для примера такую категорию работников, как водители школьных автобусов. Очень сложно одному водителю подвозить детей, которые учатся в две смены. Тем более, что он должен не просто привозить и увозить их из школы, но обеспечивать абсолютную безопасность. Значит, ставки водителей необходимо рассчитывать не по количеству автобусов, а с учетом времени и трудозатрат на обеспечение подвоза обучающихся. Очень рада, что по моей инициативе в этом году приняты соответствующие поправки. Для ремонта и содержания школьных автобусов в каждой школе нужны гаражи, на строительство и ремонт которых, также необходимо планировать средства в бюджетах. Готовится поправка в Программу развития образования Иркутской области.
– Галина Федоровна, вы доступно рассказываете о своих проверенных практическим опытом инициативах. Но на вас еще и функции депутатского контроля. Что вы делаете, когда замечаете что-то неправильное?
– Прежде всего предпочитаю сначала выслушать, вникнуть, разобраться в ситуации, помочь, если это в моих силах. В этом году во всех школах ввели бесплатное питание для учащихся с 1-го по 4-й класс. Бывая в школах, обязательно обращаю внимание на качество продуктов и блюд для детей, знакомлюсь с меню и проверяю на соответствие. В столовых, где была, кормят сытно и вкусно, ребятишки, родители и учителя вполне довольны.
Проверка на прочность
– Прошедший учебный год стал настоящим испытанием для всей страны и в том числе для системы образования. Какие выводы вы сделали из объявленной пандемии и введения дистанционного обучения?
– Однозначно, полный переход на дистанционное обучение не всегда имеет положительные результаты. И дело в том, что сегодня нет достаточных условий: многие семьи не имеют не то что компьютеров, планшетов, качественной интернет-связи, а в отдаленных селах иногда вообще нет никакой связи. Абсолютный переход на дистанционное обучение невозможен еще и потому, что не вписывается в традиционное российское образование. У нас учитель – не работник сферы услуг, менеджер или обслуживающий персонал, он воздействует на детей своими личностными качествами – готовностью к самоотдаче, нравственными принципами, подвижничеством. Заочно воспитать в ученике личность невозможно.
– Но воспитание – это все-таки обязанность родителей?
– Не только родителей. Общество также отвечает за воспитание, и педагог в этом процессе занимает одно из ведущих значений. Пандемия и дистанционное обучение это еще раз доказали. Надеюсь, многие родители теперь по-другому и с большим пониманием будут относиться к воспитанию, обучению и к роли учителя.
– Как педагогическое сообщество оценивает уроки дистанта?
– От педагогов потребовались очень большие усилия, зачастую несопоставимые с финансовыми затратами. Фактически без какой-либо предварительной подготовки учителя попали в ситуацию, когда на них обрушилось напряжение, поиск новых форм и оптимизация образовательного процесса.
– Справились?
– За счет сверхнапряжения сил и трудозатрат каждого педагога и всех коллективов. Все это стало возможным только благодаря ответственному и осознанному отношению наших педагогов к своей миссии, профессиональному долгу.
– Можно ли с уверенностью сказать, что учитель традиционно остается особенной профессией в кризисные времена? Какой он, современный педагог?
– Обязательно готов к постоянному профессиональному развитию, соответствующим запросам и ожиданиям молодого цифрового поколения, и, как всегда, нравственным человеком, любящим свой профессию и детей, умеющим стать внимательным партнером для родителей.
– Что бы вы хотели пожелать коллегам в честь Дня учителя и Дня работников дошкольного образования?
– Труд учителя – это особая миссия, которая доступна не каждому. Повезет тому, кто встретит на своем пути настоящего учителя: умного, талантливого, доброго, любящего детей и свое дело. Очень хочется пожелать своим коллегам здоровья, сил, терпения, стабильности, непрерывности процесса саморазвития. И главное – уважения и благодарности окружающих людей, учеников и их родителей.