Девятилетняя ангарчанка с проблемами здоровья совершила прыжок с парашютом

Небо для Анфисы

У девятилетней ангарчанки Анфисы Соловьевой серьезные проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Но это не мешает ей ставить рекорды. Впервые в России ребенок с такими ограниченными особенностями развития совершил прыжок с парашютом. Тренер девочки Александр Варенков уверен: за адаптивным парашютным спортом – будущее.

 

Несколько секунд свободного падения

Свой первый шаг в небо Анфиса Соловьева сделала в тандеме с инструктором. И даже не юный возраст парашютистки вызывает восхищение. Анфиса – инвалид детства. У нее врожденная патология развития костей, при которой не растет правая нога.

– Каждые два-три года Анфисе ломают кость и ставят аппарат Илизарова, который вытягивает ногу. Два месяца дочь живет в больнице, восемь-девять месяцев носит аппарат, – рассказывает мама Елена.

Анфиса – девочка-стоик. Она ходила в обычный детский сад. Сейчас учится в третьем классе школы № 31. Характер у нее бойцовский, спортивный. Однако в секцию гимнастики ребенка из-за инвалидности не взяли. По той же причине отказали в плавании. Девочка скачала приложение по спортивной гимнастике на смартфон и активно занимается по несколько часов в день. Растяжка и пластика у нее – феноменальные. Еще Анфиса страстно любит рисовать.

Два месяца назад Соловьевы познакомились с Александром Варенковым – тренером по адаптивной спортивной гимнастике общественной организации инвалидов «Импульс». Встретившись с Анфисой, он оценил ее уверенность в себе, целеустремленность и бесстрашие:

– У девочки отличная концентрация, прекрасный вестибулярный аппарат. Когда я предложил ей прыгнуть с парашютом, и она, и родители согласились.

– Почему этот прыжок был важен для девочки?

– Экстремальная ситуация заставляет мобилизоваться, поверить в себя. После пяти занятий с инструктором я понял, что Анфиса готова к полету.

Прыжок, который оплатил спонсор, был совершен на аэродроме в Оеке. Страшно было только в самолете, призналась девочка.

 

 

– Потому что трясло. А когда мы двинулись к выходу, хотелось уже прыгнуть поскорее. Сперва я ничего не увидела, летела с закрытыми глазами. Высота была 2600 метров, у меня руки замерзли, я их растирала. И такая наступила тишина…

Это были несколько секунд свободного падения, когда парашютист отделяется от самолета и начинает падать вниз под действием силы тяжести с ускорением, направленным к центру Земли.

– А потом послышался хлопок, мы ощутили толчок, парашют раскрылся, и я открыла глаза. И такая красивая сверху была земля. Я увидела деревья и реку. При приземлении вспоминала, как правильно сгруппироваться. А уже на земле почему-то никак не могла увидеть место, где меня ждал папа.

Анфиса говорит, что готова прыгать еще, и стремление в небо у нее от дедушки Юрия Павловича, который работал летчиком гражданской авиации.

Александр Варенков говорит, что Анфиса стала первым в стране девятилетним ребенком среди детей с такой инвалидностью, который совершил прыжок с парашютом. Результат девочки тренер намерен зафиксировать в Книге рекордов России. А еще планирует устроить с ней водный марафон – проплыть в бассейне под водой дистанцию в 50 метров.

 

Пешком до Москвы

Сам 70-летний Александр Варенков перенес четыре инсульта. В середине 1950-х он учился в читинской школе-интернате у маньчжура Ло ЯоДзы, который в детстве был цирковым акробатом. Однажды сорвавшись из-под купола, он сломал шейные и грудные позвонки. Но благодаря сложным гимнастическим упражнениям смог восстановиться и стал учить этому других.

– Первые реабилитационные навыки я получил от него, – вспоминает Александр Варенков. – В 15 лет стал мастером спорта по гимнастике. Мы вместе с учителем поднимали на ноги больных ДЦП и травматиков.

В 1986 году с Александром, работавшим в республике Афганистан специалистом по холодильным установкам, произошла трагедия. В городе Хост местный парнишка, которого советские специалисты часто подкармливали, подорвал рабочих гранатой.

Долгое время после взрыва Варенков находился в забытье, близком к вечному покою. Потом, рассказывает он, последовали инсульты, и жизнь оказалась перечеркнутой пополам:

– Нужно было восстанавливаться. Уроки Ло Яо Дзы мне сильно помогли. Свои первые упражнения я делал мысленно в голове, визуализировал. И когда у меня впервые после инсульта шевельнулась нога, это была победа.

Личная реабилитация продолжилась на воде. Начиная с 2006 года по рекам Ингоде, Шилке, Амуру Александр, используя специальный гидрокостюм, проплыл 3 тыс. км.

В 2016 году Варенков пошел пешком в Москву, чтобы привлечь внимание к проблемам инвалидов. Длина каждого перехода составляла 42 км. В пешем марафоне через всю страну мужчина прошел 3600 км по 15 регионам, проведя в пути 89 дней.

У инвалидов зачастую подавлен моральный дух, и развито иждивенчество. Цель моих марафонов – доказать, что инвалидность ничего не значит. Человек может все, стоит только захотеть, – говорит мужчина.

В Ангарске он работает инструктором адаптивного спорта. Хорошо знает, как помочь разбитому человеку двигаться. Для каждого пациента подбирает программу упражнений, которые заставляют тело вспомнить о движении. Александр уже поднял на ноги больше 50 человек. Среди его воспитанников есть те, кто бросил костыли и активно живет.

Основной вид реабилитации – это физкультура и спорт. Если они вошли в жизнь, то все будет хорошо, – уверен Варенков.

Сейчас он планирует развивать адаптивный парашютный спорт. Уже провел переговоры с московскими коллегами и областным ДОСААФ. Сегодня решается вопрос с дополнительным оборудованием и подготовкой инструкторов для людей с проблемами здоровья, впервые взявшимися за стропы парашюта.