Какую музыку слушают помидоры?

Подведены итоги фестиваля «Человек и природа»

Документальный фильм греческого режиссера «Когда помидоры встретились с Вагнером» завоевал Гран-при Байкальского кинофестиваля «Человек и природа» и приз 200 тыс. рублей. Напомним, в этом году фестиваль впервые прошел в онлайн-формате.

– Этот фильм – настоящая эстетизация повседневной жизни, и снят он очень талантливо, – отметила член жюри директор Регионального центра русского языка, фольклора и этнографии Галина Афанасьева-Медведева. – Особенно понравились герои, фактурные бабушки, которые выращивают помидоры, и руководители этой фермы – настоящие философы. Герои ощущают себя не только частью маленькой деревни, но и рассматривают свое дело в контексте мировой истории. А еще они всерьез спорят о том, какую музыку нужно ставить помидорам, чтобы те лучше росли. Сюжета почти нет, но фильм покоряет и держит внимание зрителя.

Действие происходит в умирающей греческой деревне Элиас, на ферме, которая производит органические помидоры и мед. Она расположена в бывшей школе, где давно уже нет детей, как и в самой деревне. Здесь трудится бывшая учительница и пожилые жители. Руководители предприятия – двоюродные братья. Младший получил высшее математическое образование, но вернулся в родную деревню, чтобы трудиться на своей земле. Фермерскую продукцию покупают в разных странах мира. Младший брат заражает своим оптимизмом и нестандартным подходом к сельскому хозяйству остальных участников. Режиссеру Марианне Эконому удалось рассказать эту историю без закадрового текста и привычных синхронов. Зритель на час с небольшим словно перемещается в греческую деревушку и видит все своими глазами. Всю информацию о деревне и производстве он получает из разговоров героев.

В этом году победителей выбирали из 25 фильмов, присланных из 18 стран мира: России, США, Швеции, Словакии, Канады, Германии, Ирана, Бразилии, Турции, Португалии, Молдовы, Чехии, Франции, Китая, Армении, Италии, Испании и Греции. По словам экспертов, в программе традиционно много сильных картин.

На первый взгляд, они определяют очень локальные проблемы, иногда – отдельного региона. Но на самом деле отражают глобальные процессы, касающиеся всех, кто ценит жизнь. Эти проблемы нужно будет срочно решать, когда закончится пандемия, – отметила член Совета директоров и отборочной комиссии кинофестиваля в Тампере (Финляндия), руководитель киноцентра Пирканмаа, кинотеатра «Arthouse Cinema Niagara» Лиина Харконен.

 


Фильм о диком камчатском лососе признан лучшей документальной работой

 

В номинации «Лучший документальный фильм им. М.И. Ромма» победила картина «Нерка. Рыба красная» Дмитрия Шпиленка и Владислава Гришина. Это рассказ о рыбе, на которой держится все экосистема Камчатки. Российским авторам удалось создать очень красивый и трогательный фильм.

Лучшим «Игровым фильмом им. Л.И. Гайдая» стала картина «Эколав» российского режиссера Дмитрия Григорьева. Эта номинация впервые появилась в программе фестиваля. Получасовой фильм – о коротком романе между девушкой, которая не выбрасывает мусор, и обычным молодым человеком, не задумывающимся о проблемах экологии. Он попадает в ее дом, где вместо мусорного ведра – вермикомпостер с червями, а каждой вещи находится вторичное применение.

Лучшим анимационным фильмом признана лента «Оазис» Дарьи Кащеевой из Чехии. Автору в двухминутном фильме удалось в образной форме раскрыть проблемы экологии городской среды.

Спецприз «Байкал» за остроту поставленной проблемы получил документальный фильм «Без Байкала». Картина Александра Горновского, уроженца Иркутска, ныне московского режиссера, также завоевала спецприз «За служение идеалам веры, совести и красоты» Иркутского областного краеведческого музея. В ней поднимается проблема фосфатов, которые попадают в озеро с моющими средствами и провоцируют развитие спирогиры.

Мне давно хотелось рассказать том, как живут люди на Байкале и взаимодействуют с этой природой, как она влияет на их характер, – рассказал Александр Горновский. – А с другой стороны, уделить внимание самому озеру, показать, что его экосистеме угрожает опасность. Она медленно подбирается к нему, но, к сожалению, становится все реальнее.

Почетный диплом Иркутского областного отделения «Союза кинематографистов России» за художественное осмысление социально значимой проблемы получил неигровой фильм «Соль» российского режиссера Владимира Эйснера. Картина рассказывает о солеперерабатывающем предприятии на Алтае, работники которого сумели предотвратить его рейдерский захват.

 

Приз СМИ-жюри в этом году получил фильм «Акулы. Вымирание» канадского режиссера Роба Стюарта, который погиб во время съемок фильма. Картина рассказывает о массовом истреблении супер-хищников акул, которых убивают ради супа из акульих плавников, а их токсичное мясо выдают за другие сорта рыб.

 

– Это настоящее расследование о глобально преступном бизнесе на акулах, и этот формат очень близок журналистскому сообществу, – пояснил член СМИ-жюри, оператор ГТРК «Иркутск» Роман Рютин. – Мы отметили новизну темы, поскольку никто в нашем жюри ранее не слышал об этой проблеме. Кроме того, сама жизнь трагично вклинилась в канву фильма и показала готовность автора пожертвовать собой ради своих убеждений.