07.10.2020 16:48
Рубрики
Общество
Фото
из архива Иркутской заводской конюшни с ипподромом
Фото:
из архива Иркутской заводской конюшни с ипподромом
07.10.2020 16:48

Когда в соседях… ипподром

Борьба за иркутский ипподром продолжается. Новая опасность подкралась вплотную к его границам. За каких-то полгода «вырос» многоэтажный дом, где сегодня из десяти уже достраивается седьмой этаж. Если застройщика такое соседство не смущает, то для ипподрома оно уже обернулось срывом соревнований.

Кто и почему допустил возведение жилого объекта, балконы которого буквально свисают над беговыми дорожками? Есть ли будущее у ипподрома, который подарил путевку в жизнь спортсменам, поставил на ноги десятки больных ребятишек, научил сидеть в седле многих иркутян? Ответы на эти и другие вопросы искали эксперты круглого стола, который состоялся в пресс-центре газеты «Областная».

 

Конь бежит – земля дрожит

Еще в прошлом году иркутский ипподром при поддержке неравнодушных граждан сумел отстоять свое право на жизнь. Спортивный объект даже включили в государственный реестр объектов культурного наследия РФ. Но уверенности в завтрашнем дне по-прежнему нет. На расстоянии менее двух метров от забора ударными темпами возводится очередная «свечка».

Мы уже ввели ограничения на пользование беговой дорожкой. На нее перестали допускать детей, начинающих наездников, молодых лошадей, поскольку для них это небезопасно. Шум строительных кранов пугает лошадей, что может обернуться травмами. По этой же причине отменили турнир, назначенный на 4 октября. Кроме того, спортсмены перед тренировками вынуждены регулярно чистить дорожку от строительного мусора, в том числе от кусков арматуры, – сетует Татьяна Уколова, исполнительный директор ОАО «Иркутская заводская конюшня с ипподромом».

 


Строящийся дом находится на расстоянии менее двух метров от беговой дорожки

 

Она рассказала, что во многие инстанции были направлены десятки писем с просьбой обратить внимание на ситуацию с иркутским ипподромом. Еще в марте текущего года ООО «Специализированный застройщик «СК «Профитстрой» получил разрешение на строительство двух десятиэтажных домов. Казалось бы, что тут такого, во многих городах ипподромы окружает жилая застройка. Но в случае с Иркутском строящийся дом находится на расстоянии менее двух метров от беговой дорожки.

Во время соревнований у нас собирается до 100 лошадей. Вес одной лошади достигает от 500 до 700 кг. Правильно говорят, конь бежит – земля дрожит. Отмечу, что дом строится на последней «пятисотке» – это практически финишная прямая, когда участники набирают скорость. Теперь представьте, какой силы будет вибрация в квартирах, когда в одном заезде у нас принимают участие до 12 голов. А таких заездов за день может быть больше десяти. Смогут ли жильцы терпеть этот шум, да еще пыль глотать? – спрашивает Татьяна Уколова.

 


Спортсмены и конники провели несколько одиночных пикетов в поддержку ипподрома

 

Эти и другие примеры неблагополучного соседства ипподрома и строящегося дома были приведены в обращениях к депутатам городской думы, мэрии, областного парламента, городской и областной прокуратуры, другим надзорным органам. Спортсмены и конники даже провели несколько одиночных пикетов в надежде, что их услышат. В ответ приходят лишь формальные ответы, что стройка ведется на законных основаниях.

 

Вместо банкротства будет инвестор

Действительно, как подтверждает конкурсный управляющий ОАО «ИЗК с ипподромом» Павел Прудкий, разрешение на строительство ООО «СК «Профитстрой» выдавала городская администрация. Но анализ документов, на основе которых было выдано разрешение, говорит о предвзятом отношении при даче положительного заключения экологической экспертизы и выдаче разрешения на строительство объектов.

– Оказывается, по существующему законодательству санитарно-защитные зоны устанавливаются самостоятельно. При том, что инициатором может выступать сторонняя организация. Вы даже можете об этом и не знать. Так произошло и в данном случае. Заключение о санитарно-защитной зоне было передано в Центр гигиены и эпидемиологии Иркутской области. Его специалисты в декабре 2019 года дали добро на строительство, когда на ипподроме царили тишь да благодать. Кони отдыхают, а дорожка покрыта снегом. Как и почему так произошло, мне до сих пор не понятно. Но положительное заключение данного центра позволило пройти все дальнейшие экспертизы и абсолютно законно получить все разрешения на строительство, – сообщил Павел Прудкий.

Спортсмены перед тренировками вынуждены регулярно чистить дорожку от строительного мусора, в том числе от кусков арматуры. Шум строительных кранов пугает лошадей. На беговую дорожку перестали допускать детей, начинающих наездников, поскольку для них это небезопасно. По этой причине отменили турнир, назначенный на 4 октября.

Еще в августе конкурсный управляющий подал иск в Арбитражный суд Иркутской области о признании недействительным заключения экспертной комиссии и государственной экологической экспертизы по проектной документации на строительство многоэтажек. Но пока, как говорится, суд да дело, дома будут не только сданы в эксплуатацию, но и заселены. Сегодня на строительном рынке выгодные условия по приобретению жилья. Государство дает возможность по сниженным ипотечным ставкам решить квартирный вопрос.

От отмены строительства дольщики только выиграют. Свои деньги они смогут вернуть с эскроу-счетов, так как защищены законом. А если они все-таки заселятся в новостройки рядом с ипподромом, то, наоборот, пострадают. Во время соревнований будет много шума и от беговых заездов, от болельщиков, и от аппаратуры. Кроме того, стоит запах навоза. Все это не было учтено при экологической экспертизе, которая проводилась в декабре, когда на ипподроме не проводятся соревнования, – подчеркнул Павел Прудкий.

Также он обратил внимание, что в стране уже есть прецеденты, когда собственники квартир, особенно на первых этажах, подают иски в суд о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда. Перспектива судебных исков ставит под угрозу будущее ипподрома.

– То, что происходит сегодня, сводит на нет всю огромную работу по строительству в Иркутске современного конноспортивного комплекса. В настоящее время мы готовим выход ипподрома из банкротства. У меня подготовлено мировое соглашение с кредиторами. Все документы и ходатайство, подписанное лично главой региона Игорем Кобзевым, еще в феврале были отправлены в головной офис Росимущества в Москве. Речь о том, чтобы вместо аукциона провести конкурс с инвестиционными условиями, – сообщил конкурсный управляющий.

Павел Прудкий пояснил, что подписание инвестиционного соглашения обязывает нового собственника или собственников в обозначенный срок вложить средства в развитие предприятия, а также сохранить основной профиль его деятельности. Если это условие не будет выполнено, то пакет акций ипподрома будет обратно возвращен государству.

 


Рабочий эскиз будущего конноспортивного комплекса

 

Сейчас идет работа над эскизом нового конноспортивного комплекса. За основу был взят ипподром «Акбузат» в Уфе.

Поставлена задача, чтобы на иркутском ипподроме можно было проводить соревнования разного уровня, в том числе общероссийские и мировые. Эскизный проект, который находится в работе, включает беговые дорожки, конкурное и выездковые поля, трибунный комплекс, крытый манеж, конюшенные помещения, административный корпус, гостевой комплекс и другие объекты, – поделился информацией архитектор Сергей Демков.

 

Год юбилейный, но не последний?

Эксперты сошлись во мнении, что иркутский ипподром в перспективе может стать точкой притяжения для туристов со всего мира. Одним из главных его преимуществ является наличие дорожки, соответствующей международным стандартам.

 


Мастер-наездник Юрий Вахрин поставил абсолютный рекорд Иркутского ипподрома на местнорожденном жеребце Форестере

 

А еще лошади, рожденные на иркутской земле, на новом конноспортивном комплексе смогут установить не один рекорд. Так, скакуны Юрия Вахрина по своей резвости не уступают спортсменам на западных ипподромах.

– 80% лошадей на ипподроме, в том числе на которых занимаются дети, рождены на иркутской земле. Это племенные и породистые лошади. В их числе английская чистокровная верховая порода. Их, например, разводит Василий Федоров в Осинском районе. Совсем недавно трех своих лошадей он свозил на соревнования в Читу, получил два золота и бронзу. Это отличный результат! Также у нас разводят англотракенов, буденовцев, рысаков – русских, американских, французских, – рассказала конезаводчик и наездник Анна Бушкова.

По ее словам, на иркутском ипподроме созданы все условия для испытания племенных лошадей рысистых и верховых пород. Кроме того, здесь проводятся соревнования по классическим видам конного спорта, таким как конкур, выездка, конное троеборье. Это единственная площадка в Иркутской области, которая отвечает всем установленным законодательством РФ требованиям для проведения и официальной фиксации результатов испытаний лошадей. Достижения иркутских конезаводчиков могут кануть в Лету, потому что строительство домов рядом с ипподромом грозит вечной войной с жителями.

Мы вкладываем огромные деньги в подготовку лошадей к сезонным соревнованиям. При такой близости спортивного объекта любая бытовая ситуация со стороны жителей дома (громкая музыка, крики и т.д.) может привести к трагическим последствиям. Лошади – очень пугливые животные, и это создает большую опасность. За всем этим стоят огромные убытки, как финансовые, так и моральные, – сказала конезаводчик.

 

 

Иркутский ипподром входит в тройку старейших ипподромов России, сохраняет за собой роль главной и важнейшей соревновательной площадки для спортсменов Приангарья. На его территории открыто восемь конноспортивных клубов по обучению верховой езде и иппотерапии. Эти клубы посещает около 500 человек, 90% из которых дети.

Посмотреть видеозапись круглого стола: «Иркутский ипподром застраивают?» можно на Facebook в нашей группе «Официальные новости Иркутской области».

О пользе иппотерапии в лечении особенных детей уже сказано не мало. Эта методика доказала свою эффективность. Занятия обычно проходят без седла, нагрузка при езде дается на мышцы и помогает детям с ДЦП учиться ходить. Приехать на иркутский ипподром можно любым общегородским транспортом – на маршрутке, автобусе или троллейбусе. Ближайшее место, где доступны занятия иппотерапией, – это Фонд Тихомировых в поселке Грановщина. Не всем под силу возить за город больного ребенка, – уточнил Александр Порошин, президент Федерации конного спорта города Иркутска.

В истории с иркутским ипподромом рано ставить точку. Остается уповать на здравый смысл людей, принимающих решения. 18 сентября одно из обращений жителей и конников Иркутска было направлено в адрес губернатора Игоря Кобзева. В письме сказано, что «достройка и заселение этого дома может однозначно привести к жертвам среди наездников и лошадей во время соревнований, так как внезапно возникающее перед глазами лошадей огромное 30-метровое препятствие приведет к резкой остановке одной из лошадей заезда и завалу».

Будем надеяться, что юбилейный 120-й год не станет последним для иркутского ипподрома.