Кто намусорил?
Почему мусор вывозят не вовремя, когда наладят его сортировку и где построят мусороперерабатывающие заводы? Темой правительственного часа на сессии Законодательного Собрания стала реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), стартовавшая в Приангарье в прошлом году. Заседание проходило под председательством Александра Ведерникова.
Не хватает полигонов
О результатах этой реформы депутатам рассказала областной министр природных ресурсов и экологии Светлана Трофимова.
– Наша цель – перейти на сортировку 100% отходов и в два раза снизить объем мусора, направляемого на полигоны, – пояснила она.
Для этого создали институт региональных операторов, которые вывозят отходы из всех населенных пунктов. Территория Иркутской области поделена на две зоны. Зону север обслуживает ООО «Региональный северный оператор», зону юг – ООО «РТ-НЭО Иркутск».
По условиям реформы, захоронение отходов разрешено проводить только в санкционированных местах. К ним есть строгие экологические и санитарно-эпидемиологические требования. У нас им соответствует лишь 40% полигонов. А строительство новых, отметила министр, весьма дорого:
– Один полигон обходится в 300–400 млн рублей, не считая разработки проектной документации. Федерация изменила правила игры, и теперь все затраты по их устройству ложатся на региональные бюджеты. Пока денег хватило на строительство двух полигонов. Один, в Нижнеудинском районе, будет введен в эксплуатацию до конца года, а другой, в Черемховском районе – в 2021 году.
Какие еще есть проблемы с реформой? По словам министра, в федеральном законе нет понятия пакетного подомового сбора отходов. В то же время есть практика, когда жители частного сектора выставляют в определенное время возле дома пакет с мусором, едет машина и забирает его. Но эта схема невыгодна региональному оператору, поскольку не отражается в тарифе. Тем не менее такой подомовой сбор у нас частично внедряется.
Возникли трудности и с временными площадками, на которых мусор может храниться до 11 месяцев. Они облегчили бы транспортировку бытовых отходов из отдаленных населенных пунктов. И министерство могло бы выделять субсидии на их создание. Но в федеральном законе не прописаны санитарные нормы к таким площадкам. Поскольку это проблема не только Иркутской области, областное правительство обратилось в Роспотребнадзор с просьбой установить критерии для создания площадок временного накопления отходов.
Надо сортировать
– Мусорная реформа, – считает вице-спикер ЗС Ольга Носенко, – должна была создать современную отрасль по обращению с ТКО по европейскому образцу, где главное – переработка отходов. У нас же пока уровень переработки не превышает 7%, остальное по-прежнему зарывается в землю, отравляя почву и воду. Когда перейдем к европейской модели?
Депутат Олег Попов поддержал коллегу, обратив внимание на тот факт, что во всем мире идет отказ от пластика, однако у нас нет стимулирующих факторов для уменьшения производства ТКО.
Действительно, согласилась Светлана Трофимова, на полигоны должно вывозиться не более 30% мусора после его прохождения через мусоросортировочные линии, остальное – это вторсырье, идущее на переработку. В регионе запланировано строительство более 20 пунктов обработки и обезвреживания отходов и трех пунктов утилизации.
Особое внимание депутаты уделили вопросу строительства мусороперерабатывающего комплекса под Ангарском. Планируется, что его мощность составит от 2 до 4 тыс. тонн отходов в год. По мнению депутата Сергея Бренюка, надо пересмотреть расстояние от завода до границ поселения, чтобы «ангарчане не стали заложниками ситуации».
Министр сообщила, что комплекс разместится в Ангарском городском округе в пади Ключевая, а полигон, согласно нормативам, – на расстоянии не менее одного километра от границы населенного пункта.
Депутат Евгений Сарсенбаев подчеркнул, что жителей тревожит факт вывоза на ангарский мусорный полигон отходов со всех поселений. В частности, спросил он, не будут ли перемещены на Ангарский полигон коммунальные отходы с 12 карты БЦБК, куда они сейчас свозятся со всего Слюдянского района.
Как заверила Светлана Трофимова, все коммунальные отходы, складируемые сейчас на 12 карте, будут отсортированы на месте на специальных установках. Потребуется не меньше года, чтобы выяснить, какой состав отходов там находится, а главное – понять, что находится под ним и как это извлечь.
– А все хвосты, оставшиеся после сортировки, будут вывозиться на полигон в селе Быстрая Слюдянского района, строительство которого идет второй год, – сообщила министр.
Председателя комитета по бюджету Наталью Дикусарову интересовали планы по ликвидации ТКО в Чунском и Тайшетском районах. Как заявила министр, в следующем году будет начато проектирование мусоросортировочных станций в трех первоочередных районах: Чунском, Аларском и Баяндаевском. Тайшет тоже представил бюджетную заявку на 11 млн рублей.
Отвечая на вопрос председателя комитета по собственности и экономической политике Николая Труфанова: что делать отдаленным северным территориям, откуда вывоз мусора невозможен, Светлана Трофимова сказала, что для них в 2023 году закупят мини-установки по обезвреживанию коммунальных отходов.
Ликвидация свалок
Депутата Галину Кудрявцеву волнует вопрос: будет ли ликвидирована огромная свалка мусора на Ольхоне вблизи деревни Елга, расположенная можно сказать прямо у Байкала.
– Эту и еще одну свалку на Ольхоне, – сообщила министр, – видели представители Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Руководству нацпарка, куда входит эта территория, предложено подготовить бюджетную заявку на ликвидацию свалок за счет федеральных средств. И такая заявка уже подана.
Отвечая на вопрос председателя комиссии по Регламенту Ольги Безродных: каковы перспективы раздельного сбора мусора, Светлана Трофимова сказала, что в первую очередь нужно работать с подрастающим поколением и менять менталитет самого общества:
– А во-вторых, необходимо создать объекты инфраструктуры, которые бы этот мусор перерабатывали. Сейчас таких нет. Поставим три раздельных контейнера и все повезем на один полигон. Как сказал министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, для внедрения раздельного сбора мусора в России потребуется как минимум 10 лет.
По мнению депутата Ильи Сумарокова, пока не будет предусмотрена ответственность за нарушения сбора ТКО, все наши разговоры останутся на бумаге:
– А мусор надо просто сжигать. Во всем мире сжигают, а мы, как плохая хозяйка, перетаскиваем его с одного места на другое.
Мэр Киренского района Кирилл Свистелин предложил разграничить полномочия между муниципалитетом, региональным оператором и государственной властью:
– Сегодня фактически никто ни за что не отвечает. Надо провести ревизию несанкционированных свалок, которые есть в каждом муниципальном образовании, и составить реестр.
За что платим?
Много вопросов было задано заместителю областного министра жилищной политики, энергетики и транспорта Евгению Ветрову по поводу нормативов накопления ТКО. По мнению Сергея Бренюка, по Ангарску эти нормативы необоснованно завышены, «горожане платят за мусор больше, чем его производят». Многие люди не платят, потому что не знают, кому и не понимают, за что – рассказала председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова.
Как объяснил Евгений Ветров, нормативы по большинству муниципалитетов Иркутской области ниже средних по Сибирскому федеральному округу. Тем не менее организация, выигравшая конкурс, проведет до октября будущего года повторные замеры по временам года, которые лягут в основу новых нормативов.
Николай Труфанов предложил правительству от имени депутатского корпуса разработать и утвердить план мероприятий по введению в регионе раздельного сбора ТКО, а также совместно с муниципалитетами принять меры, направленные на создание необходимых структур по обращению с твердыми коммунальными отходами. Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Роман Габов подчеркнул, что тема остается на контроле депутатов.