21.10.2020 09:46
Рубрики
Общество
21.10.2020 09:46

Бой уголовной романтике

Верховный суд России признал субкультурное движение АУЕ экстремистским – наравне с терроризмом и фашизмом. Отныне его деятельность считается запрещенной, а действия его адептов подпадают под уголовную статью.

Шестиклассника из Иркутского района Сережу дворовые «приятели» «поставили на счетчик». Парню сказали, что он должен «в общак» тысячу рублей. Таких денег у мальчика не было. Несуществующий «долг» набежал до 10 тысяч. Над Сережей откровенно издевались, травили, отняли телефон. Полгода он прожил, словно в аду.

Родители, случайно узнав об этом, от греха подальше увезли сына к родне, школу он окончил уже в другом городе.

– Группировка подростков с криминальными замашками – совсем не частный случай отдельной школы, где взрослые чего-то недосмотрели, – уверен пенсионер МВД в отставке Сергей Левченко. – В АУЕ-движение со своими «понятиями и уставом» подростков вовлекают как в сектантство. Раньше такие сообщества присутствовали примерно в 70% учебных заведений, причем чаще в городских, реже – в сельских.

Согласно данным Генпрокуратуры, порядка 40% всех адептов АУЕ – это подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Они внедряют в школах порядки, по которым живут в колониях. Создают «общак», куда собирают деньги с детей, и потом передают старшим «кураторам», вводят кастовую систему градации подростков по принадлежности, аналогичную тюремной иерархии.

– Это напрямую связано с текущим экономическим кризисом, бедностью, безработицей. Освободились из мест заключения те, кто был посажен на разные сроки в начале «нулевых». Они возвращаются в свои маленькие поселки и райцентры, организовывают вокруг жизнь по криминальным и уголовными законам, втягивают молодежь, – уверена правозащитник Наталья Варшней.

В Приангарье, по мнению правозащитника Святослав Хроменкова, АУЕ также распространено на улицах и в сообществах.

– Тема идет от социального неустройства. АУЕ – это оправдание преступления, девиантного поведения, – говорит правозащитник.

– В моей практике 90% – уголовные дела. Встречались и дела, связанные с участием несовершеннолетних. Неоднократно среди ребят, нарушивших закон, были «АУЕешники». Зачастую эти дела связаны с наркотиками. Чтобы их достать, несовершеннолетние шли на кражи, участвовали в разбоях. Некоторые фигуранты дел даже бравировали тем, что принадлежат к субкультуре АУЕ, – рассказывает член Первой центральной коллегии адвокатов Инна Афанасьева.

По словам эксперта, в группах, откуда вышел поклонник блатной романтики, совершивший преступление, обязательно присутствовал старший, как правило, уже отсидевший. Он в своих целях «курировал работу» молодежных групп.

С развитием информационных технологий воровская «романтика» из тюрем ушла во дворы. Существуют сотни групп в социальных сетях, которые пропагандируют подобный образ жизни. По данным Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды, только в соцсети «ВКонтакте» зафиксировано 289 групп с признаками принадлежности к движению АУЕ, а также 552 группы, которые к нему близки.

За жизнь по «понятиям», разговор «на фене», символику и прочую пропаганду блатной романтики теперь светит реальный срок. Действия людей, которые заявляют о своей принадлежности к АУЕ, рассматриваются в рамках статьи 282.1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества». Максимальное наказание, предусмотренное в статье, – 12 лет лишения свободы и штраф на сумму до 700 000 рублей.

Первое в России уголовное дело на активистов АУЕ было возбуждено в Татарстане. А в Екатеринбурге, тоже впервые в России, уже вынесли приговор за пропаганду уголовного образа жизни. Фигуранты дела получили по 7 лет и 3,5 года лишения свободы.

– Необходимо бороться с этим злом, ведь дело касается наших детей, – уверен адвокат ИОКА (Балаганский филиал) Александр Собянин. – Теперь у правоохранителей станет больше рычагов воздействия на участников и организаторов движения. Однако это только первый шаг, нужно нарабатывать правоприменительную практику. А это дело не одного дня. Здесь нужна также помощь общественников, волонтеров, школьных психологов и педагогов, родителей.

Все, кому небезразлична эта проблема, говорят о том, что нужна работа по профилактике и предупреждению, а не только по выявлению и пресечению криминальной идеологии.

– В обществе должна быть грамотная комплексная работа с молодежью, – уверен руководитель военно-патриотического центра «Вымпел-Байкал» Юрий Лаврентьев. – Когда подросткам нет альтернативы для занятий, пустоту заполняет криминал. Нужно больше заниматься досугом молодых. Нам всем надо работать на дальних подступах – в том числе и в военно-патриотическом направлении. Ребята не должны чувствовать, что остались один на один с улицей.