ТОП вопросов про коронавирус
Почему экипажи скорой помощи приходится ждать часами? Можно ли узнать результат анализа на коронавирус по смс? Что такое «сомнительный тест» на ковид? Есть ли случаи повторного заражения? Когда в регионе начнется добровольная вакцинация от коронавируса? На эти и другие вопросы в прямом эфире отвечала замминистра здравоохранения Иркутской области Галина Синькова.
Почему не едет скорая?
Главный вопрос эфира – почему люди часами не могут вызвать скорую помощь или врача на дом?
– Если летом количество обращений на горячую линию составляло не более 200, то с повышением заболеваемости как коронавирусной инфекцией, так и ОРВИ, оно резко возросло. Порой доходит до тысячи звонков, а 12 октября их было 1500, – прокомментировала Галина Синькова.
Для решения проблемы областной минздрав создал колл-центры и привлек для работы в них более сотни студентов-медиков. Сейчас действуют две горячие линии: одна – министерства здравоохранения (3952) 280-326, где вдвое увеличено количество операторов, – с 7 до 15 человек; вторая – министерства чрезвычайных ситуаций (3952) 399-999, которая также усилена волонтерами.
Почему экипажи скорой помощи приходится ждать часами и по какому принципу составляется маршрутизация медицинских бригад – еще один популярный сегодня вопрос.
– В регионе работает около 200 бригад скорой помощи. Их число было значительно увеличено. Например, по Иркутску и Иркутскому району начинали с 46, сегодня задействовано 60, – сообщила Галина Синькова.
По ее словам, в первую очередь скорая помощь выезжает на экстренные вызовы. Норматив по их обслуживанию – 20 минут. К таким вызовам относятся состояния, угрожающие жизни человека, например, подозрение на инфаркт-миокарда или инсульт, кровотечения. Неотложные вызовы, куда входят и повышение температуры, и ОРВИ, обслуживаются по мере освобождения бригад от экстренных вызовов.
Дефицита тестов нет
В эфире люди активно интересовались тем, кто имеет право на бесплатный тест на коронавирус. Галина Синькова отметила, что у нас работают 12 региональных лабораторий, а также филиалы федеральных сетей по выявлению коронавируса.
– В первую очередь проверяют пациентов провизорных госпиталей (с неподтвержденным статусом, но с признаками инфекции или пневмонии). Также в приоритете пациенты с подтвержденным диагнозом коронавируса и те, кто проходит лечение от пневмонии. Следующие в списке – это граждане, прибывшие на территорию области с признаками респираторных заболеваний. На восьмой-десятый день анализы берутся у тех, кто имел контакт в больным коронавирусом, неважно, есть у человека симптомы или нет. Причем круг лиц, которых надо проверить по контактам, определяет Роспотребнадзор, – уточнила замминистра.
На вопрос почему анализы у контактных берут на восьмой-десятый день, если вирус на слизистых живет непродолжительное время, Галина Синькова ответила:
– В момент контакта человек находится в инкубационном периоде, поэтому на слизистых вируса может не быть. Тест-системы имеют определенную чувствительность. Есть порог, ниже которого они не улавливают генетический материал. Поэтому требуется больше времени, чтобы понять, болен человек или нет.
Ежесуточно в регионе делается более 7 тыс. тестов, из них около 4 тыс. – за счет средств бюджета и ОМС. По плану на 100 тыс. населения должно проводиться не менее 150 тестов в сутки, в Иркутской области делают больше 250 тысяч. В регионе нет дефицита тестов, но только лечащий врач определяет, у кого надо брать анализ.
– После поступления забора анализа в лабораторию на исследование дается 48 часов и еще сутки – на доведение информации до пациентов. Перед министерством поставлена задача сократить эти сроки. Есть поручение губернатора Игоря Кобзева, чтобы информировать население о результатах анализов любыми способами при получении согласия пациентов через смс, по электронной почте, по телефону и так далее, – уточнила Галина Синькова.
Один из поступивших вопросов касался так называемого сомнительного теста на ковид. Такое, по ее словам, случается, например, из-за некачественного забора анализа. В Иркутской области есть лаборатории, которым разрешено проводить самостоятельную верификацию. Остальные обязаны отправлять «сомнительные тесты» на исследование в противочумный институт. Пациенту в итоге обязаны сообщить – есть у него коронавирус или нет.
Однако жители региона столкнулись с тем, что частные центры никуда не сообщают о выявленных случаях коронавирусной инфекции.
– Принято решение обязать частные лаборатории информировать о подтвержденных случаях коронавируса. В противном случае их могут лишить лицензии. За этим будет осуществляться серьезный контроль, – пообещала Галина Синькова.
Зачем носить маски?
Были вопросы, которые касались средств индивидуальной защиты. Например, обязательно ли детям носить маски в школах и детских садах? И действительно ли маска эффективна от коронавируса?
– Заболеет человек или нет, зависит не только от того, столкнулся ли он с переносчиком вируса, но и сколько вируса вдохнул вместе с воздухом. Организм способен справиться с небольшими дозами при хорошем иммунитете. Маска защищает от больших доз вируса, – сказала замминистра. – Сегодня в школах индивидуальные средства защиты обязаны носить преподаватели, для детей это не регламентировано. Маска может стать источником повышенной опасности для ребенка, так как ее необходимо менять каждые два-три часа. Дети берутся руками за наружную поверхность маски, потом трогают глаза, а вирус может проникать через слизистую глаз.
Также она сообщила, что медицинский центр в Шелехове, который планировалось открыть в начале августа, сможет принять первых пациентов в ноябре. В нем уже ведутся отделочные работы, закуплено все медицинское оборудование. Рассматривается вариант о поэтапном запуске медучреждения.