«Алло, скорая?»
Больше тысячи звонков за сутки. Иркутская станция скорой помощи сейчас работает в авральном режиме. В последние недели COVID-19 распространяется с новой силой. Ситуацию усугубляет сезонная вспышка ОРВИ. О нелегких буднях иркутских медиков – репортаж «Областной».
Станция скорой помощи на Омулевского, 44 обслуживает Иркутск и Иркутский район. На вызовы выезжают 59 бригад, звонки принимают 10 диспетчеров.
– До карантина мы успевали ко всем пациентам, за сутки было 600 обращений. Сейчас их в два раза больше. Есть повторные звонки, необслуженные вызовы, но экстренных среди них нет, – объясняет заместитель главного врача станции Михаил Козиев.
Врачи обеспокоены тем, что иркутяне, поддавшись панике, повально начали диагностировать у себя коронавирус. Многие вызывают медиков при легком недомогании, незначительном повышении температуры…
– Призываю всех проявить выдержку и понимание, – обратился к жителям Михаил Козиев. – Ведь пока бригада занята вами, в это время кто-то в действительно тяжелом состоянии может не дождаться помощи. Еще многие пытаются использовать скорую помощь как такси. Вызывают и ждут, что в течение 10 минут к ним должны приехать, сделать тест на коронавирус, свозить на КТ легких, а главное – доставить обратно домой. Объясняем, что мы этим не занимаемся.
Из-за роста обращений в диспетчерской службе скорой организовали дополнительные рабочие места. Приняли четырех новых сотрудников.
На все вызовы бригада приезжает в масках и перчатках. Со средствами защиты проблем нет. Фельдшеры, врачи и водители обеспечены противочумными костюмами, респираторами, очками и специальной обувью в полном объеме. Выдержать в спецобмундировании несколько часов крайне тяжело.
– Летом было совсем некомфортно. Воздух защитные костюмы практически не пропускают, и мы буквально купались в собственном поту. Сейчас уже терпимо, – рассказывает врач Александр Шаевич.
На скорой он работает с 1985 года. Но такого ажиотажа не помнит:
– Один вызов закрыли, сразу приняли следующий. На обед – максимум 15 минут. Ночью, когда нет пробок на дорогах, удается работать быстрее, в это время обслуживаем большую часть вызовов.
Врачи тоже люди, и они болеют. С начала пандемии заразились около 75 медиков Иркутской станции скорой помощи. Сейчас на лечении примерно 30 человек.
На оставшихся в строю легла дополнительная нагрузка. Многие согласились работать на полторы ставки. Кто-то вышел раньше срока из отпуска, чтобы помочь коллегам. Продолжают дежурить и сотрудники в возрасте 65 лет и старше, хотя имеют право оформить больничный лист.
Героически, не жалея себя, выдерживает напряженный график Ольга Стоянович, которая на скорой и фельдшер, и диспетчер. Говорит, что совмещать приходится, потому что кадров не хватает. В бригаде она одна с шофером. Он помогает переносить тяжелых пациентов в карету.
– Я ночь в диспетчерской дежурила, а с утра опять на сутки вышла. Могла бы так не вкалывать: в деньгах в принципе не нуждаюсь. Просто людям надо помогать, – объясняет она.
Здесь Ольга Стоянович отработала уже 15 лет. В другой сфере себя не видит. Одно время трудилась в аптеке, но недолго: работа показалась слишком однообразной.
– Когда идешь по улице, а мимо тебя машина скорой проносится, сердце щемит. Хочется быть причастной к делу людей, которые спасают жизни. Наверное, скорая помощь – мое призвание, – считает фельдшер.
Профессия ее тяжела не только физически, но и морально. Пациенты бывают разные, иногда настроены крайне негативно. В последнее время понимания среди населения стало больше.
– В начале месяца нас по телефону просто материли, приходилось выслушивать угрозы, крики: «Если не приедете через 15 минут, я буду жаловаться», и все в таком духе, – говорит она. – Сейчас люди немного успокоились. Уже не орут, а просят, умоляют, плачут в трубку, но, к сожалению, иногда мы не можем отреагировать моментально: машин и медиков не хватает.