Барьеры на пути ФАПов
Как расходуются бюджетные деньги на строительство ФАПов? Этот вопрос обсудили члены комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания под председательством Тимура Сагдеева.
В частности, речь шла о развитии сети ФАПов в рамках областной госпрограммы за последние три года. По информации Контрольно-счетной палаты, из 169,5 млн рублей были освоены с нарушениями 153,8 млн рублей. Основные проблемы связаны с длительными сроками проведения закупок, а также исполнением контрактов на поставку и монтаж модульных ФАПов.
Так, еще в конце декабря 2018 года на федеральные деньги было приобретено у поставщика 16 модульных зданий ФАПов для поселений с численностью населения от 100 до 2 тыс. человек. Причем уже в собранном виде. Чтобы их доставить к месту установки, нужно было их разобрать, перевести и вновь собрать, что, естественно, увеличивало стоимость.
Но перевозить не спешили. Они 11 месяцев хранились на открытой площадке, в ожидании заключения контрактов на монтаж. Услуги по хранению обошлись бюджету более чем в полмиллиона рублей. Сам монтаж зданий шел в декабре-январе. Время не самое подходящее для строительства. Летом все огрехи вышли наружу: что-то перекосило, где-то провалилось. А подрядчики не спешат устранять недоделки.
– В других регионах, – сообщила аудитор КСП Ольга Ризман, – действует более рациональный механизм. Там сразу выделяют деньги из региональных бюджетов на монтаж зданий. Это позволяет заключать одновременно контракт на приобретение здания и его монтаж, что исключает двойную сборку и разборку.
Депутаты отметили также проблему применения штрафных санкций к подрядчикам, расположение ФАПов в неудобных или неподходящих местах и недостаточную кадровую обеспеченность.
В деревне Одон Тулунского района еще прошлой зимой поставили ФАП. Но он до сих пор под замком. По той простой причине, что в деревне всего шесть домов, в которых проживает менее 30 человек. При такой малочисленности медицинский пункт не полагается. Замминистра здравоохранения Галина Синькова объяснила это наводнением, из-за которого часть жителей покинула прежнее место жительства.
– Но наводнение было летом, – отметил депутат Артем Лобков, – а построили ФАП зимой, спустя полгода, когда было известно, что жители разъезжаются.
Как сообщила Галина Синькова, перечень населенных пунктов, где должны разместиться ФАПы, был утвержден Минздравом РФ еще до наводнения, когда его численность превышала 100 человек. А этот перечень нельзя перекраивать, пока Росстат не изменит численность населения. Когда это произойдет, здание ФАПа разберут и перевезут на новое место.
Артем Лобков высказал сомнение в целесообразности передачи функций заказчика от министерства здравоохранения к медицинским учреждениям на местах.
– У районных больниц нет специалистов, способных осуществлять контроль за ходом строительства. И еще одна немаловажная деталь: когда заказчиком выступал минздрав, то он подыскивал крупного подрядчика, способного выполнить в установленные сроки большой заказ за меньшую цену, чем его конкуренты. А сейчас, когда больницы будут заказывать по одному ФАПу, то вряд ли можно рассчитывать на снижение цены. К тому же есть опасность, что заказ перехватят перекупщики, которые перепродадут этот подряд, потом и концов не найдешь.
Его опасения подтвердила и аудитор КСП Ольга Ризман. Как показала проверка, стоимость возведения ФАПов после передачи в этом году функций заказчика местным медицинским организациям возросла. Если раньше они обходились в пределах 6–7 млн рублей, то сейчас отмечены случаи, когда цена возросла до 10 млн рублей.
Отвечая на вопрос председателя комитета ЗС по социально-культурному законодательству Ирины Синцовой об обеспеченности кадрами фельдшерско-акушерских пунктов, Галина Синькова сказала, что укомплектованность фельдшерами и медсестрами составляет 72%, а по северным территориям и того меньше – 38–40%.
Тимур Сагдеев предложил оставить ситуацию со строительством ФАПов на контроле депутатов, а аудитор Ольга Ризман сообщила, что отчет о проверке КСП передан в прокуратуру Иркутской области.