Сколько квартир нужно сиротам?

Иркутская область лидирует среди регионов Сибири по количеству детей-сирот, нуждающихся в жилье. В очереди у нас стоит почти 15 тыс. человек. Эту критическую ситуацию обсудили депутаты в рамках правительственного часа, включенного в повестку октябрьской 35-й сессии Законодательного Собрания.

 

33 квадратных метра

Министр имущественных отношений Марина Быргазова сообщила депутатам, что в 2018 году сиротам было предоставлено 410 помещений, в 2019 году – 391. В этом году на строительство домов для детей-сирот выделено 1,5 млрд рублей, что позволит ввести в строй 850 помещений. В следующем на эти цели запланировано 1,2 млрд рублей, а в 2022-м вдвое больше – 2,7 млрд рублей. В общей сложности это позволит увеличить специализированный жилой фонд на 2,5 тыс. квартир.

Чтобы обеспечить всех сирот жильем, необходимо, по словам министра, 20 млрд рублей и более активная позиция органов местного самоуправления по выделению земельных участков с развитой инфраструктурой под строительство жилья.

С апреля у нас работает новая форма обеспечения детей-сирот квартирами – с помощью социальных выплат. На сертификат на 1,5 млн рублей могут претендовать дети-сироты, достигшие 23 лет, имеющие детей и работающие в Иркутской области.

К слову, 1,5 млн рублей – это средняя стоимость 33 квадратных метров жилья, положенных одному человеку по социальной норме. Но в случае необходимости, заверила министр, можно увеличить размеры квартиры, добавив к выплате собственные или заемные средства, а также маткапитал. По словам Марины Быргазовой, Иркутская область стала третьим регионом в стране, где введена такая мера поддержки.

 

На севере жилье не строится

Как сообщила замминистра социального развития, опеки и попечительства Татьяна Плетан, в этом году на выплаты выделено 200 млн рублей. Половина этой суммы уже израсходована. 63 человека из числа детей-сирот приобрели жилые помещения в Черемхово, Шелехове, Усолье-Сибирском, Саянске, Зиме, Братске, Байкальске, Усть-Куте.

– Из приобретенных с помощью социальных выплат жилых помещений 70% – квартиры и 30% – жилые дома с земельными участками. Причем их площадь варьируется от 33 до 105 квадратных метров. Мы рассчитываем до конца года обеспечить жилыми помещениями еще 63 семьи, – сообщила она.

Как отметила председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова, во всех муниципальных образованиях есть дети-сироты, но не везде ведется строительство жилья для них:

– Северные территории практически устранились от этого дела, хотя надо строить там, где проживают дети-сироты. Проблемная ситуация сложилась и в Иркутске. В очереди стоит более двух тысяч человек, но вот уже на протяжении трех лет им не выделяется ни одной квартиры. Рекомендуем администрации города использовать все механизмы, включая оплату аренды жилья и возможности маневренного фонда.

Больная тема, по ее мнению, это низкое качество возводимого жилья. Одна из причин – отсутствие надлежащего контроля.

 

Очередь растет

В ходе обсуждения депутат Александр Вепрев попросил уточнить наличие квартир, выделяемых детям-сиротам в этом году.

Как сообщила Марина Быргазова, планировалось сдать в эксплуатацию 850 жилых помещений, но есть возможность увеличить их число до 907. Если удастся завершить в этом году строительство дома на 240 квартир в Иркутске, которое находится в высокой стадии готовности, то в распоряжении детей-сирот будет передано 1147 квартир. К ним надо добавить еще 120, приобретенных с помощью социальных выплат.

По мнению депутата Светланы Петрук, нельзя селить большое количество детей-сирот в одном месте:

– В Братске есть дом на 36 квартир, в 30 из которых проживают дети-сироты. Моя управляющая компания вынуждена была отказаться от обслуживания этого дома. В течение трех лет мы не могли добиться там ни порядка, ни регулярной оплаты коммунальных услуг. Мое предложение – детей-сирот, не имеющих навыков социальной адаптации, нужно расселять по разным домам.

Отвечая на вопрос депутата Сергея Бренюка: растет ли очередь на получение жилья, Татьяна Плетан сказала, что, к сожалению, сложившиеся темпы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями не позволяют сократить очередь.

– Она ежегодно прирастает в среднем на 4–5%. Если в 2017 году в ней числилось 12 452 человека, в 2018 году – 13158, то в 2019 году – уже 13942 человека.

Вице-спикер Лариса Егорова поинтересовалась: имеют ли преимущество те из детей-сирот, у кого есть решение суда на получение жилья. По словам министра, в настоящее время у них имеется 165 исполнительных производств:

– Но никаких преимуществ они не дают. Мы предоставляем жилье только в порядке очередности, в том числе и по решению судов. Наша позиция: выполнение решений судов не должно нарушать прав иных лиц, стоящих в очереди.

Лариса Егорова также поинтересовалась судьбой дома в Куйтуне, жители которого, в основном дети-сироты, жаловались, что управляющая компания отказывается их обслуживать. Отказывается из-за большой задолженности жильцов по оплате коммунальных платежей, сказала Марина Быргазова. По ее словам, в совокупности коммунальные долги детей-сирот по области достигли 48 млн рублей. Единственный способ заставить заплатить – взыскивать задолженность через суд.

По мнению спикера Александра Ведерникова, министерству имущественных отношений необходимо проводить мониторинг целевого использования жилья.

– Проверка, проведенная прокуратурой в Приморском крае, обнаружила, что более половины жилья не используется по своему прямому назначению, а пересдается в аренду или изымается из обращения иным способом. Если мы примем отдельный закон о прямых выплатах детям-сиротам, мы должны включить в него такие защитные законодательные механизмы, чтобы не было искушения использовать жилье под флагом помощи детям-сиротам.  

По итогам правительственного часа было принято постановление Законодательного Собрания. В частности, правительству рекомендовано рассмотреть возможность увеличения финансирования на обеспечение детей-сирот жильем, принять исчерпывающие меры по решению проблемы в Иркутске, включая оплату аренды жилья, использование маневренного фонда и другие механизмы.