Центральный рынок ждет перестройка
Обвешивать на Центральном рынке Иркутска теперь станет проблематично – за продавцами постоянно будут следить администраторы, а в залах расположат шесть контрольных весов для покупателей. Кроме того, планируется заменить старое оборудование на современные электронные весы. О проблемах и планах развития МУП «Центральный рынок Иркутска» рассказал его новый директор Григорий Слезак, занимающий эту должность с июля текущего года.
Обманул покупателя – ушел с рынка
– На прошлой неделе у вас проходила акция «Честная закупка». Какие выводы были сделаны?
– Был проведен анализ, и выяснилось, что весовое оборудование на рынке в основном очень старое, работающее еще с советских времен, когда весы предоставлялись Роспотребсоюзом. Конечно, такую ситуацию нужно в корне менять. Принято решение списать неликвидные весы, остальные привести в порядок и надлежащий эстетический вид и оставить как подменный фонд. То есть на случай, когда у арендатора выйдет из строя оборудование. Или же будем предоставлять эти весы на первое время предпринимателю, который только зашел за прилавок рынка, но с обязательным условием, чтобы он в дальнейшем приобрел современные весы. Ведь если бизнесмен пользуется нашим оборудованием, мы, по сути, разделяем его ответственность за обвес покупателя и в целом за качество предоставляемых услуг. От такой практики будем уходить.
В залах планируется также установить шесть контрольных весов, которые будут регулярно проходить проверку. Кроме того, мы планируем делать контрольные закупки без привлечения контролирующих органов, чтобы предпринимателей не штрафовать. В штате рынка есть администраторы, которые и будут этим заниматься.
– Ранее вы говорили, что собираетесь расторгать договор аренды, если выявится обман покупателей. Это карательная мера, которая может ударить по бизнесу сильнее штрафов.
– Это крайняя мера. В условиях пандемии мы бы не хотели к ней прибегать. Начнем действовать путем убеждений. Но если предприниматель неоднократно будет замечен за обвесом покупателей, тогда ему грозит расторжение договора. Сегодня главная задача, которая стоит перед администрацией Центрального рынка – это вернуть покупателя. С начала пандемии посещаемость рынка снизилась в два раза – с 40 тыс. до 20 тыс. человек. За последние десять дней мы наблюдаем еще большее снижение потока. Поэтому в планах сделать для покупателей комфортные условия, убрать серость и обезличивание прилавков, навести порядок на рынке.
В первую очередь выделим торговые зоны разным цветом. Например, прилавки с молочной продукцией будут в белом цвете, с мясной – темно-красном и так далее. Будем повышать культуру обслуживания. Сейчас покупатель приходит на рынок и видит, как продавцы хамят, ругаются друг с другом. Такого быть не должно. В супермаркетах, к примеру, культура общения выше, и мы должны стремиться к уважительному отношению к покупателю.
– На рынке слишком много продавцов, и они вам напрямую не подчиняются. Как можно на них повлиять?
– Опять же контроль со стороны администраторов рынка. Сначала с предпринимателями будем разговаривать, убеждать, а потом санкции. Других методов у нас нет. Продавец должен работать не на продажу товара любыми способами, а на то, чтобы покупатель к нему вернулся. Очень важна обратная связь с населением, чтобы жители со своей стороны отмечали некорректное поведение продавцов на рынке. Есть горячая линия, можно подать жалобу на нашем сайте, в социальных сетях.
Мы ведем переговоры с Иркутским технологическим колледжем, который выпускает продавцов. В частности, предложили учебному учреждению проводить практику для студентов на рынке, а также использовать нашу площадку для обучения. Заинтересованность с их стороны есть. А у наших арендаторов – дефицит хороших квалифицированных продавцов. Возможно, кто-то из студентов останется работать на рынке. В торговле, на мой взгляд, успех бизнеса на 50% зависит от продавца, от его умения вести диалог с покупателем.
Ставка на фермеров
– Как вернуть покупателя, когда идет вторая волна пандемии, и многие просто боятся посещать места массового скопления людей?
– Мы в ближайшее время посчитаем поток покупателей по часам и выложим затем эту информацию для населения. Жители города будут видеть, когда на рынке довольно свободно, чтобы, не боясь, приходить и приобретать товары. Разумеется, мы проводим постоянную дезинфекцию помещения, следим за соблюдением масочного режима, установлены антисептики.
Прорабатываем вопрос с парковкой, чтобы сделать ее бесплатной для покупателей при приобретении продуктов на определенную сумму. По цифрам не буду говорить, потому что идея в разработке. Есть определенные трудности, поскольку не все арендаторы имеют терминал. Специфика рынка такова, что много операций проводится наличными или же переводами через мобильный банк. Мы уже снизили стоимость парковки до 20 рублей в первые полчаса. Думаю, в ближайшем будущем представим для покупателей новый бонус.
– Каким образом планируете конкурировать с гипермаркетами, различными дискаунтерами?
– У рынка должна быть своя изюминка. В настоящий момент готова концепция развития, которую на прошлой неделе мы представили на рассмотрение высшего административного комитета города. Пока она еще только в стадии обсуждений. Но рынку нужна перестройка, так как в нынешнем виде никакого развития не будет. Есть опыт других городов страны. В Воронеже полностью реконструирован центральный рынок. Хотелось бы съездить туда и увидеть своими глазами, как его преобразовали, пообщаться с управляющей компанией.
Конечно, реконструкция потребует немалых вложений. В период пандемии говорить об инвестициях довольно сложно. Сегодня мы терпим убытки, так как до октября снижали для предпринимателей арендную плату в два раза. Тем не менее приступать к реформированию нужно. Начнем с переоборудования торговых мест, сделаем акцент на фермерской продукции. Ведь чтобы конкурировать с гипермаркетами и другими магазинами, на нашем рынке должны присутствовать товары, которые можно купить только здесь. А это свежее мясо и молочная продукция фермеров.
– Сегодня много фермеров на рынке?
– Один. Вообще фермерские товары занимают один небольшой ряд – порядка 10 мест под молочную продукцию. Но в основном это перепродавцы. Раньше фермеру сложно было зайти на Центральный рынок. Сегодня мы устраняем все препоны. Например, решаем вопрос с «пакетными» арендаторами, которые держат несколько точек на рынке и сдают их в субаренду. Такая система досталась от прошлого руководства рынка, мы будем от нее уходить. Чтобы фермерам проще было заходить на рынок и корректировать свои цены, мы предоставляем скидку на аренду. Желание фермеров продавать свою продукцию на нашей площадке есть, но в одночасье не увеличить для них количество мест. Постепенно будем расторгать договоры с арендаторами, которые предлагают не ту продукцию, за которой покупатель едет на рынок. Например, бакалея держится только за счет работников близлежащих офисов, которые покупают печенье, кофе, чай. Конечно, расторгать договоры будем не сейчас, а когда пандемия закончится.
Главное, есть желание сделать рынок современным и комфортным для покупателей и продавцов. Первые шаги уже делаются. Как только наберем необходимый запас прочности, приступим к масштабной реконструкции.
На правах рекламы