Какие проекты внедряют сельские дети

Агробизнес-школа

Проект «Агробизнес-школа» в Иркутской области работает не первый год. В чем его суть и кто участвует? Об этом мы спросили Ольгу Кондратьеву, замдиректора Регионального института кадровой политики и непрерывного профессионального образования.

– С 2014 года у нас внедряется система непрерывного агробизнес-образования. Сегодня в проекте участвует 51 сельская школа, охвачено более 15 тыс. человек. Вовлечены педагоги, родители, органы власти, руководители предприятий АПК, фермеры. Главная задача – создать благоприятные условия для повышения качества жизни на селе. В феврале 2020 года 25 школ получили статус региональной инновационной площадки. Они реализуют проекты по программированию и робототехнике, энергоэффективному производству, производству новых материалов и продуктов.

 

– В чем особенность обучения в такой школе?

– Выпускники агробизнес-школы получают практический опыт. В их программе сразу заложено изучение биотехнологий, природоохраны, предпринимательства. Навыки по бизнес-планированию, созданию и реализации стартапов делают их конкурентоспособными на рынке труда. Эффективность работы таких школ видна сразу. Количество муниципальных образований, участвующих в проекте, возросло с 13 до 21.

 

– Агробизнес-школа направлена в конечном итоге на развитие села?

– В деревне школа всегда играла более значимую роль в жизни населения, чем школа в городе. Это связано и с экономикой, так как сельская школа – кузница кадров для сельскохозяйственного производства. Это и социальный фактор. Ведь школа в селе – сосредоточие сельской интеллигенции, культурной силы деревни и духовный очаг жизни.

Потенциальные возможности развития сельской школы Иркутской области, конечно, требуют государственной и научно-методической поддержки. В Иркутской области из 415 поселений 352 – сельские. Численность сельского населения – более 500 тыс. человек, что составляет 21% от общего числа жителей региона. У нас много малых (до 100 человек) и средних (до 1000 человек) сельских населенных пунктов. Крупных сел в регионе всего 7%, но в них проживает 46% сельского населения. Более половины школ области, а это 471 школа, расположены в сельской местности. Большое количество малокомплектных сельских школ – особенность региональной образовательной системы.

 

– Какие проекты участники планируют реализовать в ближайшее время?

– Их достаточно много. Каждый по-своему уникален. Например, Уриковская школа представила проект по созданию мультидисциплинарной практикоориентированной образовательной среды в сфере агробизнес-образования, использующей «умные технологии». Оекская школа предложила объединить образовательную среду, науку и предпринимательство на базе школьного агрохакатона. Невонская школа № 2 создает систему агроэкологического образования, основанного на принципах интенсивного ресурсо- и энергосберегающего хозяйствования на земле, рационального природопользования. Участники из села Верхний Булай разработали инновационный проект «Предпринимательская деревня». Его цель – создание и обеспечение функционирования цикла социально-значимых подпроектов для сельской молодежи. Еще одно интересное предложение – Школьный образовательный агропарк «Малая академия» от ребят из Хомутовской школы № 1. Это пространство, в котором сельские школьники будут знакомиться и осваивать современные агротехнологии, погружаться в инновационный образ жизни на селе, приобретать агроэкономические знания. Еще один пример – Агробизнес-школа «Турэhэн дайда» из Хохорской школы. Это ориентация на выбор сельскохозяйственных профессий, сельский образ жизни.

 

Куда обращаться

В Иркутской области с 2015 года работает Региональный ресурсно-методический центр непрерывного агробизнес-образования на базе РИКП. Он координирует участников Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях. Центр оказывает научно-методическое, информационно-коммуникационное, организационно-мониторинговое сопровождение.

Созданы Областной совет по агробизнес-образованию, Областной ресурсно-методический центр непрерывного агробизнес-образования при Региональном институте кадровой политики, а также Областной совет директоров агробизнес-школ.

Стратегическая цель Концепции – экономическое развитие Иркутской области за счет создания новых рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса и повышения конкурентоспособности выпускников в сельском хозяйстве.

Тел. 8(3952) 48-42-31