25.11.2020 10:57
Рубрики
Общество
Фото
из архива театра
Фото:
из архива театра
25.11.2020 10:57

Надежда Сафонова: Главную героиню я придумала сама

Гран-при Всероссийского фестиваля «Театральные каникулы на Байкале» завоевал спектакль «Бажена» Детского театра «Гротеск» из поселка Усть-Ордынский. Историю о смышленой девочке из бедной семьи по мотивам бурятских сказок, наполненную национальным колоритом и красивой пластикой, придумала режиссер коллектива Надежда Сафонова. Посмотреть спектакли театра можно на ее YouTub-канале.

 

– Надежда Валентиновна, как родилась идея спектакля «Бажена»?

– Большинство ребятишек, которые занимаются в нашем театре, – буряты по национальности, хотя есть и русские, и литовцы, и поляки, и дагестанцы. Поэтому я стараюсь ставить спектакли по мотивам бурятского фольклора. Тем более что смотрятся они очень эффектно. Первая постановка «Урбан» в 1996 году, с которой мы ездили на гастроли в Польшу, получилась очень зрелищной и колоритной. В ней использовались маски в стиле мистерии Цам. Второй спектакль «Зарисовка степи» 2010 года отличался массовостью, ведь там принимали участие около 50 человек, и были задействованы национальные музыкальные инструменты.

 

– В основу «Бажены» легла какая-то конкретная сказка?

– Инсценировки всех трех спектаклей – авторская интерпретация фольклора моей малой родины, поскольку бурятские сказки в большинстве своем очень страшные. В основе «Бажены» – три истории, но главную героиню я придумала сама. Дело в том, что в моем театре немало ярких юных актрис, и я задумала сделать спектакль, где героиня бы взрослела в процессе истории. Конечно, хотелось выразить в ее лице острый народный ум, ведь в спектакле благодаря Бажене мы свергли богача Найона, который душил народ податями. Нам хотелось восстановить социальную справедливость хотя бы на сцене. Кстати, здесь мы тоже используем маски, а заканчивается все ёхором. Таким образом, я хотела показать цикличность жизни: какие бы ни были условия, народ все равно будет жить, помнить свою историю, корни. В финале идет снег, и звучит тревожная музыка как напоминание о том, что социальная справедливость наступит еще не скоро.

 

 

– В спектакле показываете народные игры?

– Да, я консультировалась со специалистами по бурятскому фольклору. Наши репетиции тоже начались с игр, ребята таким образом включились в эту историю. А вообще спектакль начинается с того, что мы показываем прекрасную природу – реку, горы, ведь для меня человек – это часть окружающего микрокосмоса. На мой взгляд, именно природа дает ему смекалку, светлый ум и счастье жить в гармонии с миром. Я очень люблю то место, где живу. И остаться в поселке Усть-Ордынский – мой личный выбор. У меня была возможность переехать, но я ею не воспользовалась. Вообще-то я родилась в Усть-Удинском районе, но когда мне было шесть лет, родители переехали в Усть-Ордынский. С тех пор эти места – моя любовь, и я надолго не могу расставаться с этими просторами, тишиной и покоем, которые их наполняют.

 

– Сколько ребят занимается в вашем театре?

– У меня более 20 ребят в подготовительной группе. В образцовом детском коллективе занимаются 24 человека. В молодежном народном театре – 16 человек. Некоторые из них студенты, они не могут без театра и, так или иначе, участвуют в его жизни. Есть в нашем коллективе и взрослые участники.

 

 

– Как вы стали режиссером?

– Еще в школе у меня были организаторские способности, я умела заинтересовывать играми своих одноклассников, была вожатой. С седьмого класса занималась в народном театре, и наш режиссер хвалила меня. После школы поступила на математический факультет в Иркутский пединститут. Проучилась там полгода, приехала домой на каникулы, но обратно не вернулась. Просто очень скучала по маме. Бросила учебу, пошла работать в типографию, где стала печатником четвертого разряда. Моя мамочка сказала мне, что в жизни нужно заниматься тем, что тебе нравится. Поехала учиться на режиссера в Улан-Удэ. После вернулась на родину, работала заведующей автоклубом. Мы ездили в агитбригадах, танцевали для хлеборобов. А в свободное от работы время – вечерами и в выходные – я занималась детским театром, где у меня было 90 человек.

 

– Не слишком высокая нагрузка?

– Нагрузка была немалая, но без театра я не могла. Понимала, что таким образом можно не только выразить себя, но и поставить актуальный вопрос, показать выход из сложной ситуации, изменить отношение людей к каким-то явлениям. Театр – очень мощное средство выражения, он глубоко затрагивает сердца людей.

 

 

– Как вы стали руководителем «Гротеска»?

– Однажды перед очередной защитой статуса народного коллектива оказалось, что в театре нет спектакля, и мне предложили это исправить. В 1988 году я поставила «Восточную трибуну» по Александру Галину. Мы блестяще защитились, а представители из Улан-Удэ пригласили нас на гастроли в Русский драматический театр. Так я стала режиссером этого театра, уже потом дала ему название «Гротеск». Кстати, все это время я продолжала заниматься с детьми на общественных началах, и только в 2009-м году нам дали статус образцового коллектива. Просто мне всегда нравилось работать с ребятами, все они – удивительные, искренние, талантливые. Главное – не подавить их личность. Если их просто любить, слушать, давать им свободу и возможность раскрыться, то можно достичь очень хороших результатов. Хотя иногда ребята приходят замкнутые, грубоватые, но потом меняются и раскрываются, как цветы.

 

– Ваши ближайшие планы?

– Недавно мы сделали зарисовку по «Дон Кихоту» Сервантеса. Поставили миниатюру «Будь с нами». Но планов у нас очень много. Хочется сделать взрослый спектакль на молодежь. Пока не определилась с пьесой, но, возможно, это будет Михаил Рощин или Борис Васильев, Александр Володин. Из недавних постановок в нашем репертуаре – «Уроки французского» и спектакль миниатюр на тему семьи «Свет родного дома».

 

 

Комментарий:

Марина КУЦ, театровед, завотделом театрального искусства Государственного Российского Дома народного творчества:

– Меня поразил спектакль «Бажена». Последняя постановка, которую я видела у театра «Гротеск», был десять лет назад. Могу сказать, что за эти годы коллектив стал еще интереснее. Меняются актеры, в нем играют дети и подростки, и я понимаю, что ребята выпускаются, но режиссер очень профессионально с ними работает. Поэтому они и получили Гран-при фестиваля. Невозможно, не вкладывая в течение года в ребят такую повседневную работу, как тренинги, занятия по сценической речи, пластике, сделать достойный спектакль, каким бы ты талантливым режиссером ни был. Сделать так, чтобы твои актеры сыграли, подготовить их, разобрать с ними роли, поставить речь, сделать пластику – это кропотливая ежедневная работа, которая дала свой результат. Очень радует, что даже в малых городах и поселках России есть сподвижники, которые развивают любительское театральноедвижение. Им нужно обязательно помогать, чтобы они творили дальше.