Иркутяне уходят в онлайн
Расширение покрытия и увеличение скорости мобильного интернета – главный приоритет в развитии сотовой связи
Уходящий 2020 год был сложным как для экономики страны, так и для телекома. Самоизоляция ускорила рост интернет-трафика. Люди в режиме удаленной работы и учебы стали активнее пользоваться различными онлайн-сервисами. Как операторы справились с возросшей нагрузкой на сеть и каким будет дальнейшее развитие мобильной связи – об этом мы беседуем с директором макрорегиона «Байкал и Дальний Восток» Tele2 Михаилом Праховым.
– Михаил, 2020-й выдался непростым для всех. Расскажите, как ваши клиенты и телеком-рынок в целом переживают сложный период?
– В самом начале пандемии мы зафиксировали рост голосового трафика. Его мы назвали индикатором неопределенности – люди звонили близким, в различные структуры для получения актуальной информации, обсуждали меры господдержки и профилактики в период пандемии. К середине года голосовой трафик вернулся на привычные значения.
Несколько иная ситуация сложилась с интернет-трафиком. В Иркутской области мы отметили резкий рост нагрузки на сеть там, где раньше она не наблюдалась. Весной люди массово переехали из городов в малые населенные пункты и дачные поселки. Если каждый год трафик в среднем растет в полтора раза, то самоизоляция ускорила этот процесс. Иркутяне стали учиться и работать дистанционно, активнее пользоваться различными онлайн-сервисами через мобильный интернет. Только с февраля по май потребление data-услуг в нашей сети увеличилось на 40%. Тенденция сохранилась даже после смягчения карантинных мер, и в течение года рост трафика продолжается.
Большинство клиентов пользуются пакетными тарифами, и фактически мы увидели, что абоненты стали максимально выбирать свои лимиты. Еще одним проблемным фактором для операторов стал отказ абонентов от использования вторых и третьих SIM-карт. Однако в будущее мы смотрим с оптимизмом, поскольку россияне распробовали новый цифровой образ жизни, и тренд на потребление цифровых услуг сохранится после пандемии.
– Как вы справились с возросшей нагрузкой на сеть?
– Мы постоянно отслеживаем качество нашей связи. Техническая служба в самом начале пандемии предприняла все меры, чтобы клиенты Tele2 не почувствовали никаких изменений в связи с возросшей нагрузкой. Абоненты, которые переехали в пригород на время самоизоляции, должны были получить качественные услуги, чтобы не прекращать работать, учиться и оставаться на связи. За девять месяцев 2020 года мы увеличили количество базовых станций с технологией 4G практически на 60% по сравнению с прошлым годом.
Наш быстрый мобильный интернет стал доступен жителям еще 75 населенных пунктов. Среди них – Чикан, Янталь, Ишидей, Зоны, Кукунут, Байтог, Верхоленск, Заречное, Бутаково, Зуева, Бор, Разгон, Утай, Замзор, Мельница, Каменка, Самара, Ока, Видим, Сосновка, Новочунка, Биликтуй и другие. Есть поселения, где, по нашим сведениям, мы единственные среди сотовых операторов предоставляем услуги 4G. Можно привести в качестве примеров Шарыжалгай, Кропоткин, Озерный, Шумилово, Макарово, Соцгородок, Наратай, Мамырь, Повороты, Верхоленск, Утай, Звездный, Лохово, Иргей, Точильный, Кондратьево, Никилей, Шаманка.
Также наша команда значительно модернизировала существующую инфраструктуру в 1000 населенных пунктов области. К примеру, в Усть-Куте мы расширили полосы частот и увеличили емкость 4G-сети на 28%. Подобные работы проведены и в Тулуне, где показатели выросли на 38%, также здесь мы обеспечили связью новый микрорайон. Дополнительные базовые станции появились и в Жигалово. Помимо этого, был расширен магистральный канал до Бодайбо, что увеличило существующую емкость в два раза и значительно повысило среднюю скорость мобильного интернета.
Кроме того, мы продолжили развитие сети в местах туристических маршрутов и на территориях садоводческих товариществ. Увеличена скорость передачи данных в дачных поселках на Байкальском и Мельничном трактах, в Сахюрте, Хужире, «Голубых елях», Камне Черского, в районе Байкальской астрофизической обсерватории, в начале Большой Байкальской тропы и во многих других рекреационных зонах.
– Часто ли к вам обращаются жители или органы власти Иркутской области с запросами о строительстве сети?
– Да, достаточно часто. В период самоизоляции мобильная связь оказалась единственным способом коммуникации с миром и необходимым фактором для поддержания привычной жизнедеятельности. С учетом миграции населения в дачные поселки мы получили массу запросов о строительстве базовых станций. В планах компании до начала следующего летнего сезона обеспечить связью такие садоводства как «Лайнер», «Цветные камни», «Зеленый сад», «Ручейки», «Обувщик», «Гелиос», «Экспериментальный», «Радист-1», «Родник», «Политехник-2» Иркутского района; «Березка-2», «Медик», «Луч-2», «Энергетик-2» Ангарского района; «Архиреевка-4», «Калиновка», «Новоясачное» Усольского района, а также на территории Шелеховского, Зиминского и Усть-Илимского районов.
К нам поступают обращения от жителей и администраций населенных пунктов. В рамках нашей инвестиционной программы и соглашения с правительством Иркутской области мы запустили 4G-сеть в Андрюшино Куйтунского района, Замзоре Нижнеудинского района, Соцгородке Нижнеилимского района, Озерном Братского района. В рамках общероссийского проекта «Цифровизация» мы обеспечиваем связью даже малонаселенные пункты. В этом году связь Tele2 появилась в Куяде, где проживает 29 человек. Услуги оператора станут доступными и для жителей деревень Сутупова, Нены, Челяба, Глубокий Лог.
Наши докризисные прогнозы по строительству сети остаются в силе, мы не можем экономить на качестве сети, так как клиенты за время пандемии привыкли к дистанционным сервисам, изменили свое потребительское поведение, и сейчас мы не видим снижения data-трафика. Поэтому компания продолжит расширять покрытие и качество мобильного интернета.
– Расскажите, как работает розничная сеть Tele2 в текущей ситуации?
– Наши клиенты стали значительно реже посещать салоны связи, решая вопросы через дистанционные каналы. Число заказов SIM-карт с доставкой на дом в Иркутской области увеличилось на 35% по сравнению с прошлым годом. Мы в свою очередь, заботясь об удобстве клиентов, расширили возможности интернет-магазина. В нем посетители могут выбрать номер телефона, подходящий тарифный план, а также подключить дополнительные опции и услуги.
Процесс оформления заказа занимает не более 15 минут, а доставка курьером осуществляется бесплатно. При этом жители Иркутска, Братска, Ангарска и Усолья-Сибирского могут бесплатно получить SIM-карту через сервис «Яндекс Go». Также для удобства покупателей мы предлагаем приобрести в наших салонах SIM-карту с услугой саморегистрации, когда клиент может самостоятельно зарегистрироваться в сети без помощи продавца-консультанта.
Традиционно жители Иркутской области могут подключиться к Tele2 в наших фирменных салонах связи. Мы строго выполняем все рекомендации по профилактике коронавируса: консультанты обслуживают в одноразовых медицинских масках, применяют антисептики для рук, обеспечивается социальная дистанция для клиентов. Кроме того, у нас есть более чем 2700 торговых точек продаж, которые расположены в магазинах, ТЦ и офисах партнеров, включая отделения «Почты России».
– Каким вы видите развитие мобильной связи в 2021 году?
– Возросшая роль цифровых сервисов способствовала новому явлению – клиенты стали предъявлять повышенные требования к покрытию и качеству сетей. В среднем на человека в РФ приходится 1,7 SIM-карты. В отсутствие существенного потенциала для роста абонентской базы удержание и лояльность клиентов будет важным фактором развития бизнеса. Качество сервиса и обслуживания в новой цифровой реальности должно будет отвечать все возрастающим запросам клиентов. Продолжится рост онлайн-каналов продаж с предоставлением единого, бесшовного опыта в каждой точке контакта с клиентом. Вместе с этим будет расти доля цифровых каналов коммуникаций с клиентами. Поэтому наша задача – предоставление лучшего качества услуг и сервиса на рынке.