02.12.2020 09:01
Рубрики
Культура
Фото
предоставлено Владимиром ЛОПАЕВЫМ
Фото:
предоставлено Владимиром ЛОПАЕВЫМ
02.12.2020 09:01

Иркутский спектакль вошел в шорт-лист «Золотой маски»

Спектакль «Иваново детство» театра танца Владимира Лопаева «PROдвижение» стал номинантом Российской национальной театральной премии «Золотая Маска – 2021». Это первый иркутский театр, который вошел в шорт-лист престижного фестиваля.

«Иваново детство» поборется за «Золотую маску» сразу в трех номинациях: «Лучший спектакль в жанре современный танец», «Лучшая мужская роль в жанре современный танец» и впервые в истории иркутских театров – «Лучшая работа композитора в музыкальном театре». Иркутская постановка будет соперничать со спектаклями Мариинского и Большого театров, и такими известными театральными композиторами, как Евгений Загот и Дмитрий Курляндский. Кстати, именно музыка, которую создал председатель Иркутской областной общественной организации «Союз композиторов» Ян Круль, стала отправной точкой к созданию спектакля.

– Ян Круль принес мне музыкальный материал, записанный на синтезаторе, я послушал и очень вдохновился, – рассказал режиссер и хореограф спектакля Владимир Лопаев. – Еще один образ, на который я ориентировался, – фильм Андрея Тарковского. Перечитал повесть «Иван» Владимира Богомолова, по которой он был снят, и решил построить спектакль на контрасте внешнего мира и снов.

Это история о мальчике, семью которого убили фашисты, а он решил стать разведчиком. В спектакле ее передает пронзительная музыка Яна Круля, исполненная вживую скрипачами, флейтистом и виолончелистом, выразительная хореография Владимира Лопаева и символичные, весьма условные декорации.

 

 

В основу музыки легли мои личные переживания, а импульсом стало произведение норвежского писателя Турмуда Хаугена «Ночные птицы», в котором он поднимает тему детского страха смерти, – рассказал Ян Круль. В этом произведение война – не картинка, где наши всех побеждают, а нечто очень личное. Ведь этот ужас и страх, который дети пережили во время войны, намного травматичнее, чем любой другой. На мой взгляд, Великая Отечественная война – это родовая травма нашей страны, и мы ее до сих пор до конца не пережили. Словно она только сейчас начинает из нас выходить. Кстати, мой отец 1922 года рождения, прошел войну, и я эти события воспринимаю так, как будто это было вчера.

Спектакль начинается с образа веревки, медленно ползущей по полу, которую выхватывает луч света. Потом Иван (Савелий Лопаев) бьет в колокол. В глубине сцены стоит женщина, алая юбка которой контрастирует с монохромным пространством спектакля. Это мать Ивана (Евгения Лопаева). Она высыпает яблоки из ведра и танцует с мальчиком, то стараясь его защитить, то убаюкать. В спектакле также возникает отец-воин, которого исполнил сам Владимир Лопаев. Кстати, именно этот образ номинирован на «Лучшую мужскую роль» на «Золотой маске». Есть в спектакле и сестра мальчика (Аксинья Лопаева).

Для меня мать – это земля, отец – образ войны, защитника, а сестра – это любовь, проявление природы, – рассказал Владимир Лопаев. – Все что мы видим и слышим на сцене, это страхи Ивана, весь тот ужас войны и бесконечных потерь, которые он проживает, будучи маленьким ребенком. Ведь дети не виноваты во взрослых играх, в которые мы играем и сейчас. Эти страхи будут преследовать человека всю жизнь, если они не перерастут в чувство любви. Иван делает в спектакле этот шаг, ведь когда он в бункере у русских проигрывает момент мести фашисту, он убивает его. В этом моменте, на мой взгляд, он перерождается.

Живая музыка вместе с пластическим рисунком спектакля производят очень сильный эффект на зрителя, понятный на уровне чувств даже тем, кто не знаком с первоисточниками произведения.

Натянутые веревки – это напряженные нервы Ивана, оконный резной наличник олицетворяет дом, – рассказал Владимир Лопаев. – В итоге для Ивана смерть перестает быть чем-то страшным, а становится переходом в другую жизнь, обратно в семью, в мир его снов. Веревки в финале сплетаются в косу, которая на Руси всегда была символом рода. Кстати, спектакль получился в какой-то мере созвучным времени, ведь сейчас люди испытывают страх перед коронавирусом и тоже в какой-то мере находятся в военном положении, когда даже обычный поход в магазин сопряжен с риском.

Артисты должны представить спектакль в Москве в апреле. Однако чтобы достойно показать постановку на столичной сцене, в том числе привезти музыкантов, потребуются деньги, которых у частного театра нет. Поэтому артисты просят иркутян оказать помощь в организации поездки.