Нимфы и шаманы Маргариты Марцинечко

На ее картинах обычные женщины становятся ангелами, а птицы – символами эмоций и чувств. Выставка графики Маргариты Марцинечко «Лики бытия» открылась в Иркутском областном художественном музее. Здесь представлено 60 произведений, созданных автором за последние 10 лет.

 

– Маргарита, что вдохновляет вас в творчестве?

– Цветы, женщины и птицы. Кстати, так называлась моя первая выставка, в которой я участвовала с творческим объединением «М`арт». Она вдохновила меня на целую серию работ «Нимфы», в которой я изображала тушью и тонким пером женщин в различной деятельности. Свои жизненные переживания я всегда вкладывала в образы птиц, потому что они ассоциируются у меня с неземными существами. И когда есть потребность рассказать о чем-то возвышенном или коснуться темы взаимоотношения мужчины и женщины, то герои таких графических листов наделяются крыльями. Людей окрыляют возвышенные чувства, а цветы гармоничны с самой женской природой.

 

– Другая тема, которая возникает в вашем творчестве, – шаманская?

– Шаман для меня – это образ сверхчеловека именно в региональном контексте. Кроме того, разговор о духах местности для меня очень близок, ведь я долгое время занималась водным туризмом, ходила в горы. В дикой природе очень много естественного и в то же время мистического. Когда ночуешь в палатке, понимаешь, что есть вещи, которые мы не можем увидеть, но можем почувствовать.

В 2016 году меня пригласили участвовать в триенале «Рисунок России», и нужно было за короткий срок сделать серию работ в чистой графической технике. В итоге угольным карандашом я создала серию «Времена года», которая была отмечена дипломом выставки. Считаю, что именно в этой технике сформировался мой индивидуальный графический стиль. Материал диктовал более экспрессивную манеру, ведь угольным карандашом невозможно рисовать тонко. Именно в этой технике воплотилась шаманская тема.

 

– Вы сами сталкивались с шаманами?

– Да, мне встречались люди, которые смотрели на человека и рассказывали о его судьбе и о нем самом всю правду, поэтому тема шаманизма близка. Другую часть моего внутреннего мира можно увидеть в серии работ «Заповеди блаженства». Вообще заповеди блаженства трактуются очень по-разному. Иногда как правила для будущей жизни, а иногда – как заповеди поведения в этом мире. И я тоже думаю, что это все-таки инструкция для счастливой жизни на земле. Потому что бывает – и с работой хорошо, и деньги есть, и дом, и семья здорова, но счастья нет. Именно для этого созданы эти заповеди – они своего рода отдушины для людей, живущих в нашем мире. Судите сами: «Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю», «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога» – вроде бы прописные истины, но в них заключен глубокий духовный смысл. В моих работах, кстати, выражено скорее состояние блаженства и изображены люди-ангелы, пребывающие в глубокой безмятежности.

 

 

 

– Не было идеи создать живописные полотна?

– Когда я училась в Иркутском художественном училище, то решила, что буду графиком, благодаря моему педагогу Владимиру Николаевичу Бешнову. Тем, кто поверхностно разбирается в изобразительном искусстве, может показаться, что художники-графики постепенно идут к живописи. Это не всегда так. Графика – самодостаточный и очень благородный вид изобразительно искусства. Она не терпит ошибок, так как бумага не выдержит исправлений, линию провел – и все! Нельзя ее подтереть, иначе будет грязь.

Кстати, сейчас Владимир Николаевич – мой супруг. Мы поженились и у нас родилось двое детей. Дочка тоже пошла по нашим стопам и закончила Красноярский художественный институт. Сейчас она, как я и мой муж, преподает в Иркутском областном художественном колледже.

 

– Как вы пришли к профессии художника?

– В школе я рисовала лучше своих одноклассников. Родители отдали меня в изостудию во Дворце пионеров, но там в сравнении с другими детьми я полностью разочаровалась в себе. Одна девочка спросила, могу ли я нарисовать коня с копыта одной линией и тут же продемонстрировала свое умение. Больше я туда не вернулась.

В старших классах ходила на подготовительные курсы в мединститут, но поступать не захотела. Приняла решение, что буду художником. Незадолго до этого мы ходили в поход с друзьями, и там возле костра делились мечтами. Я впервые озвучила свою мечту, но сказала, что считаю ее неосуществимой. Тогда друзья нарисовали мне четкий алгоритм действий, как воплотить ее в реальность.

 

– Сложно ли совмещать преподавание с творчеством?

– Для меня не сложно. Весь секрет в правильно выстроенном графике. Кстати, могу поделиться своим лайфхаком. Обычно я прихожу с работы вечером очень уставшая, поэтому ложусь в девять вечера, а встаю в три часа ночи. В итоге у меня есть четыре свободных часа до семи утра – время, когда мне никто не мешает. Я приучала себя к этому режиму год, а до этого засиживалась за полночь и рано вставала, в итоге была очень уставшей. Секрет в том, что, если ложишься раньше, лучше и быстрее высыпаешься. В итоге, я раздвинула сутки и вырвала у 24 часов еще один день. День для творчества.