С небом на ты или нелегкие будни парашютиста-спасателя
Братчанин Иван Жаров рассказал о нелегких буднях парашютиста-спасателя
Они сидят на базе в полной боевой готовности и в течение шести минут по сигналу обязаны вылететь в зону поиска. Небо, высота – профессия парашютиста-спасателя мало связана с романтикой. Эти тренированные люди ищут и спасают людей в экстремальных условиях, помогают пострадавшим, когда другие службы не могут добраться до места трагедий.
«Всегда надеемся, что найдем живых…»
На счету парашютиста-спасателя Братской региональной поисково-спасательной базы (РПСБ) Ивана Жарова 800 прыжков.
– У нас в отряде есть и те, у кого более 4 тысяч. Старая гвардия, – говорит он.
Спасатели РПСБ оперативно, в любое время суток, выдвигаются на место происшествия, чтобы помочь тем, кто попал в беду в небе над Иркутской областью.
– Сначала с вертолета опускаем пристрелочную ленту. Так делают, когда нет никаких данных о скорости и направлении ветра по высотам. Затем летчик заходит на цель. В зависимости от ситуации используем спусковые устройства или десантируемся с парашютом. Пострадавших эвакуируем вертолетом, если нет возможности приземлиться, то поднимаем лебедкой. При этом с нами груз – провиант, палатки, медицинские принадлежности.
«В небо» Ивана привел отец Николай Николаевич, парашютист-десантник, долгие годы отстаивавший от огня сибирскую тайгу. Первый свой прыжок Иван совершил в 15 лет, в 1988 году. Отучившись в ДОСААФе и пройдя первоначальную подготовку, сам стал работать в авиабазе, тушить лес. Первый производственный прыжок «на лес» состоялся, когда парню было 18 лет.
– Задача тогда была – локализовать лесной пожар. Там много работало групп со всей области. Предгорья Саян, начало лета. Пожар мы локализовали, а с вылетом вышла проблема – людей много и снаряжения, все сразу не заберешь. Мужики сделали плот без единого гвоздя, и мы поплыли по горной реке с перевалами. Два дня спускались и доплыли.
За время работы в авиабазе были разные ситуации. Случалось, лесники по цепочке выводили десантников из страшного верхового пожара, когда на высоте деревьев полыхает многометровый огненный факел.
В Братской РПСБ Иван работает более 15 лет. За это время в составе поисковых групп нашел пять упавших самолетов малой авиации.
Ищут не вышедшие на связь суда по координатам или по маршруту.
– На моей памяти крупных авиакатастроф, слава Богу, не было. Всегда надеемся, что найдем живых, даже если сверху видно, что машина разбита в хлам, – признается он. – Все экипажи мы находили живыми, хотя ребята были ранеными, конечно.
К поискам упавших самолетов подключаются все наземные службы, как говорит Иван, «вся Россия по первому звонку». Сами поиски проходят на низкой высоте, вертолет барражирует, исследуя наземные квадраты.
– В прошлом году мы искали самолет в районе Аршана. Горы выше трех километров, ливень. Искали один, а нашли другой, который упал в горах в 1972 году. Люди выжили и своим ходом ушли с места аварии. По бортовым номерам мы поняли, что за самолет нашли.
Иногда поискам помогает случай. Прошлой зимой воздушные спасатели искали потерявшийся вертолет. Поиски шли трудно – над водохранилищем с его тонким льдом и полыньями. Когда вертолет снизился, винтом раздуло снег и стали видны запчасти от разрушенной машины. Сам вертолет затонул, пилот и пассажир погибли.
«Самое сложно – приземляться на лес»
По словам Ивана Николаевича, романтики в его профессии совсем немного. Главное – тренировки, выдержка, умение часами ждать вызова и летной погоды. О том, что его работа – это огромный риск, Жарков даже не упоминает. Это еще одна из составляющих профессии. Благодаря тренировкам несчастные случаи практически исключены. За год спасатели-парашютисты совершают порядка 100 прыжков. При этом большинство из них – на приземление не в чистом поле, а в горах и даже на воде.
Сотрудники парашютно-десантных служб – выносливые ребята. Они постоянно проходят тренировки по выживанию в условиях автономного существования в различных климатических и географических условиях. Ведь они не только прыгают с парашютом. Порой им приходится идти много километров по бездорожью, рубить лес, переносить на себе пострадавших. Все без исключения спасатели умеют оказывать первую медпомощь.
– Самое сложное – приземляться на лес. А так – чем тверже, тем легче. Зимой прыжки совершать проще – в холода другая плотность воздуха. Приводняться проще всего, опускаешься по инструкции против ветра, используешь надувные жилеты.
В его практике было два случая, когда не раскрылся основной парашют.
– Это человеческий или погодный фактор – завихрение, купол сложился. На 800 метрах от земли мы уже должны провиснуть под куполом – выбрать глиссаду, траекторию снижения. Средняя скорость парашютиста – до 60 метров в секунду, скорость теряется быстро и так же быстро надо принять решение. Отцепляешься от основного парашюта и приземляешься на запасном.
Кроме авиационных, у спасателей есть и наземные группы, которые разыскивают потерявшихся грибников или охотников.
Молодые в профессию почему-то идут неохотно. Все держится на опытных, преданных делу. Случайных людей в этой службе нет.
Кстати:
В российских кинотеатрах скоро состоится премьера фильма «Огонь», рассказывающем о подвиге небольшой бригады пожарных и спасателей, которые борются с огненной стихией и приходят на помощь жителям ближайших деревень. Съемки беспрецедентного по сложности и масштабу проекта проходили в 2019 году. В частности, съемочная группа работала в Красноярском крае во время реальных лесных пожаров. Актеры фильма стремились выполнять опасные трюки самостоятельно и работали в окружении настоящего огня, внутри пожара. Команду фильма консультировали специалисты МЧС и Авиалесоохраны. Кроме того, эти службы предоставили для проекта уникальный воздушный транспорт – вертолеты Ми-8, самолеты Ил-62, Ан-26 и многоцелевые Бе-200. Сцена тушения лесного пожара, в которой был задействован гидросамолет Бе-200, снималась одновременно шестью камерами.