Рестораны и кафе больше всего пострадали от коронавируса в Иркутской области
На потребительском рынке пандемия коронавируса ощутимее всего ударила по сектору общественного питания в Иркутской области. Как сообщает 10 декабря 2020 года Иркутскстат, точки общепита утратили половину своих клиентов, оборот второго квартала был вдвое ниже, чем в апреле-июне 2019 года. Значительной части выручки лишился сервис, объем услуг в начальный период пандемии сократился на 30%, в розничной торговле потери второго квартала составили 14% прежнего оборота.
В дальнейшем глубина падения снижалась, но выйти на прежний уровень пока не удается. Трудней всего вернуть утраченные позиции предприятиям общественного питания, их октябрьский оборот был на 39% ниже, чем за тот же период прошлого года, а в целом за январь-октябрь – на 32%.
Стремятся постепенно нарастить объем организации, работающие на ниве сервиса, их октябрьский результат – 82% к прошлогоднему уровню, темп с начала года – 83,5%.
Ближе всего к заветному рубежу розничная торговля. В октябре продажа товаров населению была лишь на 2% ниже, чем годом ранее, итог 10-ти месяцев – 96,3%.
Выборочное обследование деловой активности в розничной торговле показывает, что с начала введения режима самоизоляции только 12% руководителей надеются на улучшение экономической ситуации, а 18-23% опрошенных ждут ухудшения, остальные не предвидят перемен. Предпринимательская уверенность в данной сфере всегда была выше, чем в других видах деятельности, и, как правило, имела положительное значение. Индекс четвертого квартала ниже нуля (-1,2 пункта).
Руководители сервисных организаций совсем не уверены в будущем. В этой сфере индекс предпринимательской уверенности находится на отметке минус 23 процентных пункта, такова в среднем разница между долей пессимистов и оптимистов при оценке ими общей ситуации и спроса на услуги. Однако в начале пандемии их настроение было еще более негативным, показатель уверенности составлял минус 52 пункта.
В отличие от торговли, где главным тормозом развития является высокая конкуренция, в сфере услуг основное препятствие – неопределенность ситуации.